Правила противопожарного режима: изменения ППР 2023 по обеспечению первичными средствами пожаротушения
В Российской Федерации действуют Правила противопожарного режима (ППР), которые устанавливают порядок организации производства и содержания объектов защиты, а также нормы поведения людей для обеспечения пожарной безопасности. Они являются обязательными для выполнения всеми без исключения государственными организациями и частными компаниями. При этом за соблюдением ППР ответственны руководители и собственники объектов защиты.
Законодательно установлены штрафы за нарушение Правил противопожарного режима, которые могут составлять до 200 000 рублей для юридических лиц. Для граждан предусмотрен штраф в размере от 2000 до 5000 рублей, для должностных лиц - от 6000 до 15 000 рублей, а для индивидуальных предпринимателей - от 20 000 до 30 000 рублей.
Важно отметить, что если ППР были нарушены в условиях особого противопожарного режима, то размер штрафа увеличивается практически вдвое. Например, юридические лица при этом должны будут заплатить от 200 000 до 400 000 рублей. Нарушение Правил противопожарного режима может привести к серьезным последствиям, поэтому их соблюдение является важным мероприятием для обеспечения безопасности объектов.
В 2023 году в России будут внесены изменения в Правила противопожарного режима (ППР). Это не первые изменения в ППР, которые были внесены в последнее время. Например, в 2017 году были введены изменения, связанные с ответственностью за возгорание сухой растительности на территории сельскохозяйственных и лесных зон, а также на территории земельных участков в сельской местности.
Весной 2019 года Правительством РФ было принято постановление о внесении очередных изменений в ППР. Осенью же того же года были внесены дополнительные изменения в требования пожарной безопасности. Изменения касаются как граждан, так и индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно постановлению Правительства РФ от 20 сентября 2019 года №1216 «О внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации», запрещено использовать открытый огонь на балконах (лоджиях) квартир, жилых комнат общежитий и номеров гостиниц. Были также уточнены запреты на курение. А именно, курение на территории складов и баз, хлебоприемных пунктов, в сенокосных угодьях, на объектах защиты торговли, добычи, переработки и хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и горючих газов, на объектах защиты производства всех видов взрывчатых веществ, на пожаровзрывоопасных и пожароопасных участках теперь разрешается, но только в специально отведенных местах, а именно курилках.
Последние изменения, внесенные в ППР, касаются уведомления зрителей. Так, согласно последним требованиям, руководители культурно-просветительных и зрелищных учреждений обязаны информировать зрителей о правилах пожарной безопасности. Уведомление должно быть сделано через трансляцию речевого сообщения или демонстрацию видеосюжетов перед началом сеансов в кинозалах о порядке действий зрителей при возникновении пожара, а также о направлениях эвакуационных путей, выходов и о расположении огнетушителей.
Основной акцент Постановления от 20 сентября 2019 года сделан на уточнении требований к торговым объектам и объектам с ночным пребыванием людей. Главным нововведением является необходимость осуществления загрузки и выгрузки товаров и тары в рабочее время по путям, не связанным с эвакуационными выходами, предназначенными для покупателей. Также для объектов с ночным пребыванием людей устанавливается обязательное организование круглосуточных дежурств обслуживающего персонала.
Кроме того, Постановлением №1216 были скорректированы требования к пожарной безопасности медицинских учреждений. Ранее, палаты для детей и тяжелобольных должны были находиться исключительно на первом этаже здания, но после вступления в силу нового Постановления, их размещение предусмотрено преимущественно на первом этаже. Также теперь размещение мастерских, складов и кладовых в подвальных и цокольных этажах лечебных учреждений разрешена, что ранее было запрещено.
В 2021 году, изменения в ППР направлены на снижение угрозы возгораний на железнодорожном подвижном составе. Проведение проверочных и профилактических мероприятий будет уделяться особое внимание обеспечению первичными средствами пожаротушения, то есть возможности использования огнетушителей. Таким образом, новые правила направлены на обеспечение безопасности и удобства пребывания людей на торговых объектах, объектах с ночным пребыванием, а также в медицинских учреждениях, а также на уменьшении угрозы пожаров на железнодорожном транспорте.
После внесения изменений в 2021 году Правила противопожарной безопасности (ППР) ставят перед руководителями организаций и собственниками объектов задачу самостоятельно определять зоны возможного возгорания и обеспечить их достаточным количеством огнетушителей требуемого типа.
При анализе противопожарной безопасности железнодорожного подвижного состава количество и тип огнетушителей определяются на основе критериев, таких как:
- наименование объекта защиты (электровоз, тепловоз, вагон);
- его размеры (поезд, секция);
- класс возможного пожара;
- огнетушащая способность самого устройства.
Нормативы в соответствии с этими критериями содержатся в приложении 2.1 ППР.
При защите технологического оборудования важно соблюсти техническую документацию (ТУ или паспорта), в которой указывается, запрещено ли использование определенных средств пожаротушения при эксплуатации. Также следует учитывать температуру воздуха на объекте. Если существует угроза возгорания разного типа в железнодорожном подвижном составе, рекомендуется использовать универсальные огнетушители, применяемые в соответствующих областях.
Согласно последним изменениям, внесенным в раздел XI (пункт 288.1), теперь все локомотивы и пассажирские вагоны обязаны быть оснащены не только огнетушителями, но и средствами индивидуальной защиты для зрения и органов дыхания каждого работника локомотивной и поездной бригады. Данная норма была установлена для повышения безопасности персонала в транспорте.
Кроме того, Правила пожарной безопасности (ППР) действующие на территории России требуют от руководителей организаций и собственников объектов определять зоны возможного возгорания и обеспечивать соответствующее количество и тип огнетушителей самостоятельно.
Для проведения общего анализа объекта на предмет противопожарной безопасности количество огнетушителей и их тип определяются относительно площади помещения, наличия открытых зон и характеристик горючих веществ. При этом в расчете учитываются три критерия, включая огнетушащую способность устройства, категорию помещения по классу опасности и класс возможного возгорания.
Рекомендации по выбору огнетушителей
Для выбора типа огнетушителя (ручной или передвижной) необходимо провести анализ размера возможного пожара. Если существует возможность крупных возгораний, то в соответствии с правилами противопожарного режима в России необходимо использовать передвижные средства пожаротушения. Дополнительно, в небольших помещениях до 50 м 3 применяются самосрабатывающие порошковые огнетушители.
При защите технологического оборудования использование огнетушителей осуществляется на основе технической документации - ТУ или паспортов. В них содержатся данные о том, какие правила противопожарного режима запрещены при эксплуатации оборудования. При выборе огнетушителей также важно учитывать температуру воздуха на объекте. В случае угрозы возгораний разного типа рекомендуется отдавать предпочтение универсальным средствам.
Необходимо помнить о важности выбора количества и типа огнетушителей для каждого объекта. Для этого необходимо обращаться к Приложениям 1 и 2 ППР, где утверждены нормы по выбору огнетушителей, которые зависят от класса пожара и категории по пожарной и взрывопожарной опасности объекта. Не стоит забывать об этом правиле в целях обеспечения безопасности на объекте.
Что должен знать владелец объекта о правилах противопожарного режима? Действующие правила содержат не только общие нормы, но и специальные требования для отдельных объектов. Например, здания общественно-делового назначения должны иметь два огнетушителя на каждом этаже. Если несколько помещений одного назначения находятся рядом, то для определения нормы по количеству огнетушителей площади всех помещений складываются. Объекты категории Д по классу пожароопасности площадью до 100 м2 могут не оснащаться огнетушителями, если в помещении установлена автоматическая система пожаротушения. При необходимости количество огнетушителей снижается на 50% от нормы. Места хранения вычислительной техники, музеев, архивов и подобных объектов должны оснащаться углекислотными или хладоновыми огнетушителями.
Помимо регламентации видов и количества огнетушителей, ППР также устанавливают требования к их размещению. Например, Правительство РФ определило нормы удаленности огнетушителя от потенциального места возгорания. Требования зависят от категории и типа охраняемого объекта, а также высоты расположения средств первичной защиты, которая не должна превышать 1,5 м.
Если вы являетесь владельцем объекта, то должны знать, что именно вы несете ответственность за соблюдение правил противопожарного режима в организации. Вашими обязанностями в этом случае являются оснащение помещений огнетушителями, контроль за их исправностью, соблюдение правил хранения и проведение проверок и осмотров средств первичной защиты. В организации должен вестись специальный журнал для этой цели.
Согласно изменениям от 7 марта 2019 года, к обязанностям руководителя добавилось обеспечение железнодорожного подвижного состава огнетушителями в соответствии с приведенными нормами. Не стоит забывать, что используемые средства должны иметь паспорт от изготовителя и порядковый номер. Все огнетушители на предприятии должны быть опломбированы, а именно на запускающее или запорно-пусковое устройство при производстве или заправке огнетушителя должна быть установлена пломба с идентификационным номером, месяцем и годом зарядки. При ее срыве или повреждении огнетушитель следует отправить на перезарядку, иначе на руководителя может быть составлен административный протокол за нарушение правил противопожарного режима. Ужесточение требований законодательства, связанных с обеспечением противопожарной безопасности, направлено на снятие с государственных структур ответственности по многим вопросам и заставить владельцев заботиться об имуществе. Государству остаются только функции контроля. Такой подход является необходимым для предотвращения многочисленных жертв в случае несоблюдения первичных мер противопожарной защиты.
Фото: freepik.com