Упаковка молочных продуктов как фактор качества
За последние годы потребление пластиковой упаковки для молочной продукции в России вырос существенно. С ее возросшей популярностью доля её использования в общем объеме упаковочных материалов подошла к отметке в 40%. Вследствие суровой экономической и геополитической обстановки в России отечественные производители упаковки стремятся увеличить производственные мощности, чтобы обеспечить спрос на рынке. Но при этом молочные производители повышают требования к качеству молочной тары, делая ее наравне с зарубежными аналогами.
В данной статье мы рассмотрим различные типы упаковки для молочной продукции и необходимые требования, которые выдвигаются к ним российским законодательством.
Современный рынок молочной продукции характеризуется разнообразием упаковок, создавая необходимость у покупателей проводить длительные минуты, выбирая подходящую. Тара, используемая для фасовки данных товаров, включает в себя: бумагу, картон, алюминиевую фольгу, ламинированную пленку, пластиковую, стеклянную, и жестяную тару. Производители хотели бы предоставить оптимальный, качественный продукт для потребления, и знание, какие материалы использовать для фасовки, является ключом для достижения этой цели. В данной статье рассмотрим три основных типа упаковки молочной продукции.
Мягкая упаковка, изготовленная из полиэтилена повышенной прочности, считается наиболее универсальной. Она имеет форму пакета, и обычно используется для фасовки пастеризованного молока. Она легка и имеет низкую себестоимость, однако продукт, упакованный в такие пакеты, имеет короткий срок годности, и после вскрытия, форма упаковки может измениться.
Полужесткая упаковка, созданная из термопласта (полиэтилентерефталата, полистирола, полипропилена и других материалов), обладает несколькими преимуществами по сравнению с мягким типом упаковки. Крышки, пленка или фольга, обеспечивают закрытие упаковки, что сохраняет форму продукта. Этот тип упаковки хорош для хранения кисломолочных продуктов, таких как йогурты, сметана, ряженка и творог. Используя многослойный барьерный материал и газовую среду при упаковке, полужесткая упаковка может увеличить срок годности продуктов в два-три раза.
Тетра-пак и другие листовые и комбинированные материалы используют полужесткий тип упаковки. Листовые пакеты изготовлены из картона, что делает их прочными и экологически безопасными. Тетра-пак является самым распространенным видом листовой упаковки и полностью защищает продукт от света, что продлевает срок годности молочных продуктов.
Исходя из данных Международной молочной федерации, в России ежегодно производят около 33 млн тонн молока. Однако, потребление молока в России по-прежнему остается очень низким: 173 литра на душу населения в год, в то время как медицинская норма составляет 392 литра с цельным молоком на 116 литров.
Оформление молочной тары: маркировка и дизайн
В соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности упаковки» (ТР ТС 005/2011), требования к маркировке тары на молочной продукции являются обязательными. Так, на упаковке должны быть указаны наименование товара, масса нетто, дата изготовления, срок хранения и штрих-код. Кроме того, документ прописывает обязательность указания цифрового и/или буквенного обозначения материала, из которого изготовлена тара, а также пиктограммы и символов согласно требованиям технического регламента. Производитель также может указать рекомендации для потребления продукта, сведения о максимальном содержании насыщенных жирных кислот, трансизомеров жирных кислот и других параметров.
Что касается дизайна упаковки молочной продукции, то на данный момент конкретных требований к нему не существует. Однако, как правило, используются устоявшиеся мотивы, связанные с оформлением тары данной категории продуктов, такие как зеленые луга, пятнистые коровы и белый фон упаковки. Некоторые производители более креативно подходят к вопросу оформления упаковки, предлагая своим потребителям нестандартные дизайнерские решения, например, молоко можно купить в бутылке с двумя горлышками в Лондоне, в Новосибирске оно продается в картонной упаковке в виде головы Бэтмена, а в Северодвинске выпускают молоко в коробках черного цвета. Креативный дизайнер из Техаса даже разработала упаковку, которая имитирует коровье вымя - потребителю приходится сдавить коробку рукой, чтобы налить молока, образуя таким образом движения, которые совершаются в процессе доения животного.
Выбирая упаковку для молочных продуктов, стоит учитывать тип продукции, его особенности и требования к упаковке. Среди основных типов молочной продукции выделяют молоко и жидкие молочные продукты, кисломолочную продукцию, творожную продукцию и сливочное масло, мороженое, мягкие сыры и детское питание.
Молоко и жидкие молочные продукты, как правило, разливают в пластиковые бутылки из поликарбоната и полиолефинов, а также в пакеты из комбинированных материалов. При асептической обработке упаковки стерилизуются, что делает продукт безопасным для употребления и продлевает срок его годности.
Кисломолочная продукция, такая как кефир, ряженка, йогурт, сметана и другая, упаковывается в полужесткую тару из комбинированных материалов, а также в полужесткую тару небольшой вместимости из ударопрочных материалов. Чтобы обеспечить продукту сохранность, используют многослойные и комбинированные упаковки с добавлением белого пигмента (диоксида титана) в наружных слоях и черной сажи в среднем слое, что делает упаковку непрозрачной и защищает продукт от воздействия света.
Для творожной продукции и сливочного масла используются упаковки с высокой жиронепроницаемостью и прочностью во влажном состоянии. Подходящими вариантами являются пергаментная бумага, пакеты из термопластов, ламинаты на основе бумаги и термопластов, фольга двух- и трехслойной конструкции, а также полужесткая тара из ламинатов на основе картона и полимерных материалов.
Мороженое, содержащее не менее 5% молочного жира, фасуют в стаканчики из полипропилена, которые легко герметизируются горячим и холодным способами склеивания. Традиционной является упаковка на основе бумаги (пергамент, пергамин, подпергамент, парафинированные и ламинированные материалы в сочетании с термопластами, алюминиевой фольгой и др.).
Мягкие сыры обычно упаковывают парафинированными композициями, монопленками из полимерных материалов, комбинированными материалами с различными структурами слоев, расплавами, растворами и водными дисперсиями из высокомолекулярных соединений различной химической природы.
Детское питание, такое как кефир, молоко, сок и другие жидкие продукты, упаковывают в пакеты тетра-брик-асептик, состоящие из нескольких слоев полиолефинов, слоя картона и слоя алюминиевой фольги. Сухие молочные смеси упаковывают в картонные пачки с вкладышем из полимерных материалов типа цефлена. Пластиковые термоформованные стаканчики из полипропилена являются все более популярным вариантом упаковки детского питания.
Сегодня, при выборе упаковки для молочной продукции, производитель должен учитывать не только ее внешний вид и характеристики, но и способ ее открытия. Наличие удобного механизма открытия упаковки является одним из ключевых факторов, влияющих на решение потребителя о покупке продукта. С помощью новых технологий были созданы различные способы закрытия/открытия пакетов с молочной продукцией. Некоторые из них наиболее популярны:
- перфорация – для вскрытия упаковки нужно просто отогнуть верхние углы пакета, расправив его, и надорвать по указанной линии;
- отрывной ярлычок – дает возможность открыть пакет без помощи ножниц, закрывает отверстие для питья и закрепляется на пакете;
- пластиковая крышка – подходит для многократного использования, изготавливается из полипропилена, ее легко открывать и закрывать;
- крышка обтекаемой формы – открывается с характерным щелчком, в открытом положении поднимается вертикально и не может потеряться, расположенная под ней мембрана дает гарантию того, что пакет не был открыт ранее;
- отверстие для соломинки – пробивается в пакете в специальном месте, обеспечивает быстрое и удобное потребление продукта.
Также существуют и более инновационные виды упаковок, предоставленные современными технологиями. Наиболее популярной среди них является пластиковая тара, например, в форме стаканчиков. Она успешно используется для различных молочных продуктов, таких как сметана, майонез, йогурты, творожные сыры, супы и другие подобные продукты. Использование таких упаковок обусловлено их низкой стоимостью и возможностью индивидуализации, а в случае изготовления емкостей из полипропилена с дополнительным внутренним высокобарьерным слоем EVOH, такие упаковки могут пролонгировать срок хранения молочной продукции. Способы открытия/закрытия такой упаковки бывают разнообразными: пленка с крышкой-нахлобучкой или без нее, крышка-нахлобучка, высечка (платинка) из фольги.
Недавним новшеством является асептическая упаковка, при которой продукт и упаковочный материал сначала стерилизуются, а затем тара наполняется пищевым сырьем и закупоривается в условиях стерильности. Такая технология обеспечивает защиту от быстрой порчи продукта, дополнительно способствуя пролонгации сроков хранения без применения консервантов. Состав такой упаковки обычно включает картон, полиэтилен и алюминий.
Производители молочной упаковки предлагают широкий выбор продукции, различающейся по форме, материалу изготовления и способам фасования. Однако выбор между ними может быть сложным, так как каждое решение имеет свои преимущества и недостатки. Тем не менее, увеличение срока годности молочной продукции является одной из ключевых задач современных производителей, и различные инновационные упаковки вносят в этом важный вклад.
Фото: freepik.com