Особенности маркировки отдельных видов товаров, импортируемых на территорию ЕАЭС
Привычка потребителей искать на упаковке продукта дополнительные значки с информацией о товаре стала уже привычной. В дополнение к бренду и составу продукта, на упаковке можно найти иконо- и пиктографические маркеры, которые несут в себе разнообразную информацию о продукте. Однако производители и импортеры зачастую не совсем понимают, зачем нужно наносить эти маркеры на упаковку, какую именно информацию они передают, а какие из них обязательно должны быть на упаковке, а какие – нет.
Требования к упаковке и маркировке товаров в ЕАЭС
В 2015 году Россия, Казахстан и Белоруссия создали Евразийский экономический союз (ЕАЭС), задачей которого является сближение таможенных и иных видов законодательства между государствами-участниками, включая техническое регулирование. За период существования ЕАЭС были установлены единые таможенные требования, требования к безопасности ключевых видов продукции, а также к ее маркировке и упаковке.
Основная идея маркировки заключается в передаче потребителю полной, корректной и достоверной информации о товаре. Эта обязательная требование не только нормами ЕАЭС, но и внутренним законодательством каждой страны-члена. Например, в России это законы «О защите прав потребителей» и «О техническом регулировании». Нарушение правил маркировки может привести к административной ответственности, и в России на это указывают статьи 14.7 и 14.8 КоАП.
Основные правила маркировки содержатся в техническом регламенте Таможенного союза (ТР ТС) 005/2011. К примеру, упаковка должна содержать информацию о материале, из которого она изготовлена, той продукции, для которой предназначена и может содержать информацию о возможности ее утилизации. Еще одно обязательное требование заключается в том, что вся продукция, находящаяся в обращении на территории государств-участников ЕАЭС, должна быть отмечена единым знаком «EAC». Знак наносят на каждую единицу товара контрастным цветом. Он также должен быть читаем на протяжении всего срока службы или годности продукта. Место нанесения установлено соответствующими каждой категории продукции по ТР ТС.
Требования к маркированию каждой группы продукции установлены в техническом регламенте отдельно. Рассмотрим несколько основных групп товаров.
Ныне ЕАЭС включает в себя пять стран: Россию, Белоруссию, Казахстан, Армению и Киргизию. Еще две страны - Сирия и Таджикистан, а также Тунис проявляют интерес к участию. Важно заметить, что Евразийский экономический союз сугубо ориентирован на экономический обмен, в то время как Европейский союз имеет конфедеративный характер.
Маркировка пищевой продукции: что должно быть на этикетке
Установленные в ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» правила требуют наличия ряда сведений на этикетке любого продукта этой категории.
Что должно быть на этикетке:
- название продукта;
- вес, количество штук или объем;
- состав. Если продукция состоит из одного компонента без добавок и состав понятен по названию, то этот пункт можно не указывать. В составе не обязательно указывать компоненты, которые присутствуют крайне малыми количествами (кроме химических добавок и аллергенов) или исчезают в процессе производства;
- пищевая ценность. Для ряда товаров этот пункт не обязателен: вода, чай, мясо и субпродукты, рыба, овощи, ягоды, специи и т. д.;
- дата производства и срок годности;
- правила хранения, в том числе годность после вскрытия упаковки (если необходимо);
- наименование и адрес производителя, место упаковки или производства (если не совпадает с местонахождением изготовителя), а также представителя или импортера, рассматривающего обращения граждан по продукции (если есть);
- советы по приготовлению, а также ограничения (если необходимо);
- данные о наличии ГМО.
Для кофеиносодержащих безалкогольных напитков необходимо указать на этикетке предупреждение о вреде их употребления для несовершеннолетних, беременных и людей с некоторыми заболеваниями.
Законодательство также позволяет указывать на этикетке особые свойства товара, например, «без консервантов» или «со вкусом краба», но некоторые из них требуют дополнительного документального подтверждения, например, «не содержит ГМО».
Маркировка продуктов является важным элементом взаимодействия между производителем и потребителем, и непродовольственные товары не являются исключением. Во многих странах правительства регулируют маркировку некоторых категорий товаров, чтобы защитить потребителей и предотвратить продажу небезопасных или низкокачественных товаров.
Одной из категорий товаров, которые могут подвергаться обязательной маркировке, являются электрические и электронные устройства. Здесь маркировка может включать информацию о потребляемой мощности, воздействии на окружающую среду, инструкции по безопасному использованию и т.д.
Автомобили и другие транспортные средства также могут подвергаться маркировке, которая может включать информацию о используемых топливе, максимальной скорости, максимальной грузоподъемности и т.д. Эта информация обычно расположена на эмблеме производителя или внутри салона.
Также существуют требования к маркировке косметических продуктов и лекарственных средств. Это может включать информацию об активных ингредиентах, способе применения, сроке годности и т.д.
Наконец, маркировка одежды может также быть обязательной, особенно если вещь содержит например кожу или мех. Здесь маркировка может включать информацию о составе материала, стране производства и инструкциях по уходу.
В целом, маркировка является важным инструментом, который помогает потребителям принимать информированные решения при выборе непродовольственных товаров, а производителям обеспечивать соответствие своих товаров качественным и безопасным стандартам.
Маркировка парфюмерно-косметических товаров регулируется пунктом 9 статьи 5 ТР ТС 00 9/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции». Регламент содержит ряд обязательных требований для этикетки товара:
- Название продукции;
- Назначение товара (если оно не указано в названии);
- Данные о производителе;
- Страна производства, если она отличается от местоположения производителя;
- Информация об импортере или представителе, который может быть использован для подачи жалобы на товар, если производитель не принимает их самостоятельно на территории ТС;
- Объем или масса товара в упаковке (кроме товаров менее 5 мл или 5 г);
- Срок годности;
- Условия хранения (при наличии);
- Меры предосторожности и/или предупреждения (если требуются);
- Сведения о партии и код для идентификации;
- Способы применения товара (при необходимости);
- Состав продукта. Парфюмерную композицию можно указать одним ингредиентом, без уточнения состава.
Некоторые из этих сведений являются обязательными только для определенных групп товаров в этой категории. Например, детская косметика должна содержать соответствующую надпись, декоративные и окрашивающие средства должны иметь указание на свой цвет, а средства для чистки зубов, десен и полости рта должны содержать информацию о массовой доле фторида.
Требования к маркировке продукции легкой промышленности регулируются ТР ТС 017/2011 "О безопасности продукции легкой промышленности". Эти требования разделены на две категории - общие, которые применимы для всех товаров, и специальные, которые применимы только к определенным группам товаров.
Общие требования включают стандартные данные, такие как название товара, адрес и название производителя, дата изготовления, состав и номер партии, если применимо, товарный знак и гарантия.
Специальные требования устанавливаются для таких товаров легкой промышленности, как:
- одежда
- текстильные изделия
- изделия из трикотажа и текстиля
- ковры
- шторы
- покрывала
- одеяла
- обувь
- кожгалантерейные изделия
- кожа и мех
Для каждой группы товаров установлены свои специальные требования к маркировке, указывающие на состав, модель, правила использования, символы-правила ухода, обработку меха и т.д. Например, для обуви должны быть указаны материал верха, низа, подкладки, правила использования и при необходимости - инструкция по эксплуатации. Для кожгалантерейных изделий маркировка должна включать модель и материал верха, а для кожи - площадь и массу куска, сорт и толщину, если применимо. Для шкурок меховых требования к маркировке включают тип меха и его обработку, сорт, марку и размер.
Соблюдение этих требований позволяет обеспечить безопасность продукции легкой промышленности и защитить права и интересы потребителей.
Как стикировать упаковку импортируемых продуктов
После того, как мы изучили, какую информацию необходимо указывать на этикетках самых популярных товаров, стоит обратить внимание на требования к маркировке импортируемых товаров. Согласно правилам, все данные на продукции должны быть указаны на русском языке, а также, если необходимо, на языке страны-участницы ЕАЭС. Информация должна быть легко читаемой и понятной, а также должна быть достоверной. Если необходимо, часть данных можно разместить на прилагаемом ярлыке или на наклейке, которая наносится поверх иноязычной маркировки.
Маркировка обязательна для импортируемых товаров. Импортеры или производители могут произвести стикировку в любое время до начала таможенной очистки груза. Однако этому этапу предшествует процедура оценки соответствия требованиям ТР ТС. Для продукции, которая подлежит обязательной сертификации или декларированию, необходимо пройти процедуру оценки соответствия в аккредитованных на территории ЕАЭС органах оценки соответствия. Инициировать эту процедуру могут компания-изготовитель или компания-грузополучатель и их законные представители.
Каждый участник ВЭД может столкнуться со сложностями при маркировке товаров. Крупные европейские и азиатские производители часто отказываются от нанесения необходимых данных на продукцию, которые нужны для проведения таможенной очистки на территории ЕАЭС, и эту процедуру приходится выполнять импортеру. Ошибки в маркировке, в свою очередь, могут привести к запрету выпуска товара и большим финансовым потерям компании.
Фото: freepik.com