Проведение аттестации рабочих мест: требования, этапы и результаты процедуры
В соответствии с законодательством РФ, каждый работодатель обязан произвести аттестацию своих рабочих мест.
Но в чем заключается необходимость проведения данной процедуры? Какое наказание за отказ от нее грозит и что предоставляет организации регулярное выполнение аттестации?
Мы исследуем процедуру аттестации рабочих мест и выясним, где получить эту услугу.
Аттестация рабочих мест: требования по СОУТ
Каждый работодатель обязан осуществлять специальную оценку условий труда для своих сотрудников, согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Это означает, что необходимо проводить мониторинг условий труда, находящихся в соответствии с нормами и избегать возникновения ситуаций, которые могут нанести ущерб здоровью или жизни работников. Работодатель должен также следить за состоянием производства, оценивать уровень угроз, которые могут быть связаны с различными производственными факторами, и принимать меры для минимизации этих факторов. Этот комплекс мер называется аттестацией рабочих мест.
Сегодня в законодательстве также можно встретить и термин «специальная оценка условий труда» (СОУТ), который используется в качестве альтернативы аттестации рабочих мест. Однако термин СОУТ еще не стал наиболее распространенным в практическом применении. В связи с этим, мы будем использовать сочетание «аттестация рабочих мест» в данной статье для удобства чтения читателей.
Если в компании происходят изменения, связанные с организацией новых рабочих мест, введением нового оборудования или сырья, а также изменением технологических процессов на производстве, работодатель обязан провести внеплановую аттестацию рабочих мест, даже если у компании есть действительная декларация соответствия. Если в ходе проведения федерального надзора за соблюдением трудового законодательства выявлены нарушения, работодателю может быть выдано предписание о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.
Проведение аттестации рабочих мест поможет не только избежать штрафов за возможные нарушения, но также позволит сэкономить средства на социальные отчисления. Компании, которые проводят специальную оценку условий труда, могут получить скидки до 40% от тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и от профессиональных заболеваний. Поэтому проведение аттестации рабочих мест является выгодным для бизнеса, так как оно помогает соблюдать законодательство и экономить деньги.
Важно знать, что СОУТ отличается от аттестации рабочих мест по наличию этапа идентификации потенциально вредных и/или опасных производственных факторов. Этот этап включает изучение предоставленных работодателем данных, обследование рабочих мест и опрос работников или их руководителей.
Основная цель аттестации заключается в устранении выявленных нарушений в условиях труда, которые могут угрожать жизни и здоровью работников. Например, нарушения могут возникнуть из-за неполадок в работе оборудования или отклонения показателей от нормы, таких как концентрация вредных веществ в воздухе, воде и т.п. Комплекс мер, перечисленных выше, реализуется поэтапно, включая подготовку к проведению оценки условий труда, идентификацию и декларирование опасных производственных факторов, исследование выявленных нарушений и оценку полученного результата.
Результаты мониторинга помогают работодателю привести условия труда к норме в случае их несоответствия.
Любой бизнес нуждается в аттестации рабочих мест, но есть организации, для которых это необходимо как никогда. К таковым относятся предприятия, где сотрудники работают:
- с использованием сложного технологического оборудования;
- с оборудованием, работа которого сопряжена с повышенным риском для работника, либо находится под высоким напряжением, или же связанным с радиационным заражением;
- с транспортными средствами, с операциями по эксплуатации и транспортировке опасных веществ (химикаты и т.п.).
Из статистических данных, представленных в Международной ассоциации социального обеспечения (МАСО), становится ясно, что каждый день на рабочих местах получают травмы более двух миллионов человек по всему миру. Кроме того, в среднем ежедневно происходит около 6000 смертельных случаев из-за профессионального травматизма. Такие показатели проблемы травматизма на рабочих местах сопоставимы с эпидемиями или смертностью на дорогах. Однако, проблемы связанные с условиями труда, многим все еще неизвестны.
В России, как правило, страдают работники с максимальным опытом работы. Несчастные случаи на рабочем месте могут серьезно угрожать здоровью таких людей, а поиск замены для них становится проблемой.
Согласно Федеральному закону № 426-ФЗ оценка условий труда может быть проведена только организацией, которая соответствует определенному набору критериев. Такая организация должна иметь не менее пяти сертифицированных экспертов, включая по крайней мере одного специалиста с высшим образованием в области гигиены труда, общей гигиены или в области санитарно-гигиенических лабораторных исследований. Также, организация должна иметь испытательную лабораторию, которая прошла аккредитование для проведения измерений вредных и (или) опасных производственных факторов. Кроме того, такая организация должна быть включена в реестр компаний, которые оказывают услуги в области охраны труда и имеют право проводить специальную оценку условий труда по переходным положениям (статья 18 Федерального закона № 426-ФЗ).
Обязательную аттестацию рабочих мест работодатель проводит согласно требованиям Федерального закона № 426-ФЗ. Оценка условий труда на рабочем месте осуществляется не реже, чем раз в пять лет. Данный период рассчитывается от дня утверждения отчета о результате предыдущей оценки. Аттестация благотворно сказывается на атмосфере в коллективе, подчеркивая заботу руководства о своих подчиненных.
К несчастью, оценка человеческого фактора, такого как халатность, оказывается более сложной задачей, поскольку имеет нечисловую характеристику. Однако профессиональные эксперты способны распознать явные нарушения законодательных требований со стороны персонала, и сделать соответствующие выводы. Таким образом, систематический мониторинг условий труда и оперативное устранение несоответствий позволяет избавить организацию от многочисленных негативных последствий.
Аттестация рабочих мест является важной процедурой для обеспечения безопасности и здоровья работников на производстве. Чтобы узнать, как происходит эта процедура и какую роль при этом играет поставщик услуг по аттестации рабочих мест, необходимо обратиться к Федеральному закону № 426-ФЗ и приказу Минтруда России от 24 января 2014 года № 33н.
В приказе приведены методика проведения оценочных работ, классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, форма отчета о проделанной работе и инструкция по его заполнению. Но как именно выглядит процесс проведения аттестации на практике?
- Подготовка к процедуре
- Выявление потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов
Согласно законодательству, работодатель создает комиссию по проведению СОУТ с нечетным количеством представителей. Комиссия должна включать специалиста по охране труда, членов профсоюза и представителей работодателя (либо работодателя лично, если он является индивидуальным предпринимателем). Работодатель или его представитель возглавляет комиссию, которая затем прописывает график и перечень работ.
Далее комиссия проводит проверку действующих условий труда и выявляет опасные и вредные факторы. К таким факторам могут относиться качество воздуха рабочей зоны, уровень освещенности, наличие виброакустических факторов, интенсивность излучений, напряженность электромагнитных полей, параметры микроклимата и влажности, степень тяжести и напряженности трудового процесса и многое другое.
При выявлении факторов эксперты учитывают результаты прошлой аттестации, статистику несчастных случаев на производстве и предложения работников.
Таким образом, аттестация рабочих мест представляет собой многоэтапный процесс, включающий в себя подготовку к процедуре и выявление потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Она позволяет защитить работников от негативного воздействия угроз на их здоровье и жизнь на производстве.
Работодатели не производят выявление потенциально вредных и опасных факторов на рабочих местах сотрудников, которые занимают должности, включенные в списки, учитывающиеся для досрочного назначения страховой пенсии по старости или выплаты компенсации за вредность труда. Кроме того, идентификация вредных и опасных производственных факторов не проводится на рабочих местах, где их наличие заранее было установлено экспертами при проведении аттестации или СОУТ.
Если в процессе проверки были обнаружены вредные и (или) опасные факторы, они должны быть отправлены на исследование испытательной лаборатории, экспертам или другим уполномоченным лицам. В случае необходимости производится измерение показателей.
Эксперты после испытаний производственных факторов классифицируют условия труда на рабочем месте по степени вредности/опасности к классам и подклассам. Условия труда подразделяются на четыре класса:
- Оптимальные — опасности нет или она в пределах нормы;
- Допустимые — наблюдается воздействие вредных факторов, степень которого не превышает уровни, установленные нормативами, а вредность, связанная с работой, исчезает после отдыха (например, усталость глаз);
- Вредные — уровень воздействия вредных факторов превышает нормативные значения и может вызвать профессиональные заболевания, грозящие временной или постоянной потерей трудоспособности (к примеру, профессиональная тугоухость у лиц, работающих в условиях повышенного уровня шума);
- Опасные — сопровождающее выполнение профессиональных обязанностей воздействие вредных факторов, которое может вызвать острое заболевание или создать угрозу жизни (например, травмы у промышленных альпинистов).
Результаты СОУТ предоставляются в виде отчета, который содержит информацию о компании, проводившей анализ, перечень рабочих мест и обнаруженных на них опасных или вредных факторов, протоколы испытаний и измерений, карты оценки условий труда, содержащие сведения о классификации (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах, сводную ведомость специальной оценки условий труда, перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда, а также заключение экспертов.
Не позднее, чем через 30 календарных дней после утверждения отчета, результаты СОУТ знакомятся сотрудниками и размещаются работодателем на сайте организации в открытом доступе. После этого принимаются меры по улучшению условий труда, например, устраняется неисправность приборов или выдается компенсация в виде увеличения заработной платы, пенсии, предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, дополнительного страхования и т.д.
Весьма занимательный факт!
В соответствии с мировыми исследованиями, каждый доллар, вкладываемый в обеспечение безопасности и гигиены труда, может потенциально принести предпринимателю пользу в виде более чем вдвое превышающего изначальную сумму положительного экономического эффекта.
Оформление декларации соответствия условий труда и ее срок действия
После проведения аттестации рабочих мест опасных или вредных производственных факторов, работодатель обязан подать декларацию соответствия условий труда государственным нормам по охране труда в местный орган исполнительной власти, который контролирует соблюдение трудового законодательства. Для подачи декларации, юридические лица и индивидуальные предприниматели имеют несколько способов: оформление лично в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по месту нахождения, почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении, а также посредством заполнения формы декларации на официальном сайте ФС по труду и занятости.
Действие декларации начинается после ее утверждения и продолжается в течение пяти лет. Однако если в течение этого периода произойдет несчастный случай на производстве с участием кого-либо из работников (кроме случаев по вине третьих лиц), будет диагностировано профессиональное заболевание или будет зафиксировано нарушение требований по охране труда, то действие декларации прекращается. Решение об этом принимает уполномоченный орган исполнительной власти, который обязан внести соответствующую запись в реестр декларации не позднее, чем через десять дней после происшествия. В случае, если в течение пяти лет с момента утверждения декларации не возникает вышеупомянутых ситуаций, она продлевается на следующие пять лет.
Фото: freepik.com