Врач отделения онкоурологии Андрей Горбачев: «Медицина развивается, мы — вместе с ней»
Рак — страшный недуг, поражающий все органы и системы. Тем не менее с ним можно и нужно бороться.
— В детстве я мечтал стать военным. Но однажды друг моих родителей, врач центральной районной больницы, пригласил меня, девятиклассника, на работу к себе в травматологическое отделение. Около месяца я числился санитаром, но не просто мыл полы, а помогал медикам, присутствовал на операциях — мне даже довелось увидеть трепанацию черепа. После этого сказал родителям, что определился с профессией. Они очень хотели, чтобы сын стал врачом, и, конечно, обрадовались моему решению. Школу я окончил с золотой медалью, на отлично сдал профильные предметы, поэтому без труда поступил в университет.
С первого курса поставил себе цель — стать хирургом. С несколькими студентами-энтузиастами мы ходили на дежурства, «волонтерили», как сейчас говорят. На четвертом курсе мне уже доверяли несложные операции — аппендэктомии, удаление грыжи. К моменту окончания вуза у меня их было уже несколько десятков.
В специальность я пришел благодаря троюродному брату, Николаю Лясу. Сейчас он заведует торакальным отделением, а тогда только окончил ординатуру по онкологии. Увидев, что я интересуюсь большой хирургией, он дал мне ряд советов. Так я стал клиническим ординатором кафедры онкологии медицинского университета. С 1996 года тружусь в СОКОД — всю жизнь в одном медучреждении. Был хирургом в корпусе на Запорожской, 26, а в 2009 году возглавил новое отделение онкоурологии. Создавали его мы с коллегой-урологом и старшей медсестрой. Сейчас, спустя 14 лет, у нас 60 коек, шесть ординаторов — по одному врачу на десять человек. Мы оказываем всестороннюю хирургическую помощь больным со злокачественными и доброкачественными новообразованиями мочеполовой системы и забрюшинного пространства.Все наши врачи владеют техниками эндохирургических вмешательств, лапароскопией. Тесно сотрудничаем с отделением интервенционных методов диагностики и лечения.
«Как вы справляетесь?»Урология — это наука о мочевыводящей системе. Наши пациенты имеют проблемы с почками, мочеточником, мочевым пузырем, простатой. Занимаемся мы и заболеваниями надпочечников, хоть это и не совсем наш профиль. 97-98% патологии, с которой мы имеем дело — злокачественные опухоли. Объем работы огромный. Московские коллеги из ведущих клиник, узнав о нашей загрузке, всегда спрашивают: «Как вы справляетесь?». Держимся, у нас нет другого выхода. В день проводим до десяти хирургических вмешательств. Они разные. Например, эндоскопические операции по трансуретральной резекции простаты — один из основных видов операций на предстательной железе — занимают не так много времени. Их мы делаем от трех до шести в день.
Через наше отделение в среднем проходит до 1750 пациентов в год. В 2023-м ожидаем около 2 тысяч — это связано с COVID-19, который создавал существенные проблемы в работе первичного звена: терапевты и узкие специалисты были заняты другими вопросам. Пациенты до нас просто не доходили.
Начать борьбу вовремяРак предстательной железы постепенно подбирается к лидирующим позициям в общей структуре онкологических заболеваний. В зоне риска любой мужчина старше 45 лет. Течение онкоурологических заболеваний, как и любых других, индивидуально, зависит от множества факторов и особенностей организма. Успех лечения во многом связан со сроками выявления и постановки диагноза: чем раньше мы обнаружим недуг, тем дольше человек проживет. Это сейчас главная задача медицины в целом — своевременно начать борьбу с патологией.
Никакой тайны я сейчас не открою. Есть очень хорошая, продуманная система профилактических осмотров — она не произвольная и основывается на статистических выкладках и опыте медиков. Вы заходите в поликлинику и видите: в возрасте, например, 50 лет нужно пройти определенные обследования. Делаете это, ни о чем не задумываясь: за вас все просчитали врачи. Так надо. Для мужчин в первую очередь это анализ на ПСА — простатспецифический антиген. Он позволяет провести первичную диагностику рака и другой патологии предстательной железы. В норме небольшое количество ПСА присутствует почти у всех, однако повышение его уровня свидетельствует о необходимости проведения биопсии эпителиальной ткани.
Аппараты УЗИ сейчас очень хорошие: с их помощью выявляются подозрения на опухолевые поражения почек и других органов мочеполовой системы. Специфических анализов, которые позволят определить рак мочевого пузыря, нет. Как правило, диагноз ставится уже после того, как пациент замечает кровь в моче. Этот симптом характерен для ряда заболеваний, поэтому очень важно своевременно обратиться к врачу, чтобы избежать серьезных последствий. Подводя итог, скажу: если что-то беспокоит — бегом к специалисту. Лучше немного поволноваться, чем пропустить серьезную проблему.
Обмен опытомОнкоурология — очень молодое направление в медицине. У нас оно сложилось в 90-е годы прошлого века. Энтузиастам удалось создать хорошее коммуникативное сообщество — мы продуктивно делимся опытом со всеми коллегами. Ежегодно проводятся конгрессы, где мы рассказываем о своих наработках, достижениях и планах. Ведущие российские и зарубежные ученые освещают новейшие методики, исследования. Руководство диспансера нас в этом направлении всецело поддерживает: все заинтересованы в результате, достижениях, крепком здоровье жителей Самарской области. Наш диспансер занимает лидирующие позиции в стране, онкоурологическая служба — достойное место в его структуре: не случайно учиться к нам приезжают врачи со всей России.
Качество жизни пациента после операции зависит от стадии болезни, их существует четыре. Если человек своевременно обратился за помощью, он, скорее всего, благополучно встретит старость. Динамическое наблюдение у онколога по месту жительства обязательно. Если там нет необходимого оборудования, можно пройти обследование в Центре амбулаторной онкологической помощи.
Если рецидива нет 10 лет — лечение было успешным. 20 лет назад мы о таком и мечтать не могли. Возможности медицины стали другими, это касается и диагностики, и лечения, и хирургического оснащения. Появились новые современные препараты, позволяющие контролировать заболевание даже на поздних, запущенных стадиях, продлевая жизнь. Изменилась эффективность лучевой терапии, режимы ее проведения. Наука сильно продвинулась в борьбе с онкологией, но многое у нас еще впереди.
Онкоурология — раздел медицины, находящийся на стыке онкологии, урологии, андрологии и гинекологии и изучающий доброкачественные и злокачественные опухоли мочеполовой системы, их этиологию и патогенез, методы профилактики, диагностики и лечения.
Фотографии предоставлены спикером
Автор: Ирина ИсаеваПоследние новости
Парень вылечил в клинике сразу 11 зубов: ночью юноша умер во сне
Утром молодого человека не смогли разбудить. Молодой человек вылечил сразу 11 зубов за один визит в стоматологическую клинику, а на следующий день умер.
Появились фото с пожара: в Самарской области из огня спасали детей
Причина возгорания продолжает устанавливаться. Во время пожара огнеборцы спасли троих детей.
Владельцам денег дадут время на то, чтобы «остыть»: ограничения на картах будут действовать до 48 часов
Цель нового закона - борьба с телефонным мошенничеством. Комитет Госдумы по финансовому рынку рекомендовал Госдуме принять в первом чтении законопроект,
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией