Рав Александр Гольденгерш: Все, что человеку необходимо, он должен получать дома
Около 150 лет назад в Самаре сформировалась первая еврейская община. Сегодня в городе две действующие религиозные общины и три синагоги.
Сегодня синагога насчитывает около 250 постоянных посетителей, а общее количество интересующихся традициями и иудаизмом превышает тысячу человек. Более подробно об этом рассказал главный раввин Самары и Самарской области от КЕРРОР (Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений в России) рав Александр Гольденгерш.
По примеру прадедов— Я родился в Москве, в совершенно светской семье. О том, что такое религия, узнал, когда уже был студентом и получал инженерное образование (правда, потом решил, что это не мое, и переключился на гуманитарное направление). Я несколько раз бывал на собрании в общине — тогда, в 90-е, все это только-только начиналось. Посетил несколько уроков по иудаизму. Заинтересовался, захотелось изучить этот предмет более глубоко.
Серьезное образование по этому профилю получить в России тогда было невозможно. Я учился в Израиле, там же был рукоположен. Отправляясь на учебу в возрасте 24 лет, ни идиша, ни иврита я не знал, осваивать язык пришлось в процессе. Не могу сказать, что это было легко.
Мое решение в первую очередь было основано на том, что мои дедушки, прадедушки и так далее были порядочными, умными и успешными людьми. И все они были глубоко набожными. А я ведь ничем не лучше их. И раз они ходили в синагогу, значит, и мне следует.
Отучившись, вернулся в Россию, помогал в общинах налаживать еврейское образование. Занимался этим в Москве, в Самаре, в Ставропольском крае — там я был заместителем главного раввина. Пять лет назад мне предложили возглавить общину в Самаре, и я согласился.
По еврейской СамареВ отличие от большинства стран, в России у служителей разных религий очень теплые отношения. Мы, например, плотно сотрудничаем с разными религиозными и национальными организациями, что в мировой практике встречается нечасто. Если спросить у священнослужителей, почему тут сложилось именно так, можно услышать ответ: «У нас у всех деды вместе сидели». Ведь в 1920-х годах любой священнослужитель, вне зависимости от вероисповедания, в нашей стране по определению считался преступником. Вся духовность, накопленная народами, в те годы уничтожалась под корень. Так, до нас нынешних дошли еврейские книги, а, например, предметы утвари или образцы рукоделия найти очень сложно, их практически не осталось.
До 20-х годов прошлого века в Самаре были и синагоги, и молельные дома. Евреев здесь всегда было много, наши предки прекрасно чувствовали себя в купеческом городе. Мы весьма плотно занимаемся изучением этой темы, разработали экскурсию по местам, где селились представители народа, действовали национальные организации. Есть общинный проект «Путеводитель по еврейской Самаре», цель которого — максимально восстановить живую историю с привязкой к конкретным локациям. Автор путеводителя — доктор исторических наук Станислав (Шломо) Репинецкий.
Все нужное — домаСинагога — это место, где собираются люди, чтобы вместе молиться, изучать традиции, отмечать праздники, участвовать в разных проектах. У нас огромное количество общинных программ, которые никак не связаны с религией. Например, программа «Преодоление одиночества у пожилых людей» — это совместный проект «Забота-Хэсед Эстер» и нашей синагоги.
У нас имеются объединения по интересам — в том числе раздельные для мужчин и женщин. Например, мы сотрудничаем с международным «Проектом Кешер» и всячески его поддерживаем. Проект помогает женщинам социально развиваться, обучаться новым профессиям. Огромное внимание уделяется здоровью женщин — мы специально приглашаем докторов с просветительскими лекциями. Не забываем и о хобби: проводим мастер-классы, скажем, по плетению сумок в технике макраме. Все, что человеку необходимо, он должны получать у себя дома, а не искать где-то, а синагога в переводе и означает — «дом собрания».
Актуальное осмыслениеЗа последние два-три года значительно поменялась концепция нашей деятельности. Мы начали активно работать онлайн. У нас много общин в разных городах России, и если раньше каждая самостоятельно выстраивала свою деятельность, то в пандемию мы начали создавать больше общих проектов. В интернете на сайте jewishonline.ru есть ссылки на занятия, которые ведут раввины общин из разных городов. Посредством платформы Zoom можно присоединиться к любой трансляции.
Первая часть еврейской библии Тора разделена на пять книг, каждая из которых в свою очередь делится на недельные главы. По четвергам я веду уроки по недельной главе. Есть и другие книги, по которым мы тоже проводим занятия. Ведь написанное в древних книгах как таковое не является указанием к исполнению. Там обозначены принципы. Их толкование и практическое применение требует осмысления в ту эпоху и даже в тот год, когда ты живешь. В Торе написано, что если у тебя возникает вопрос, ты должен прийти к мудрецу, который живет в твое время, за актуальным осмыслением. А оно требует как освоения всей традиции, что была до тебя, так и понимания того, что есть в данный момент. Это достаточно объемная работа, поэтому раввин учится постоянно — впрочем, как и представитель любой профессии, будь то врач, инженер или юрист.
День начинается с вечераВ общине мы отмечаем все национальные праздники. Очень скоро, например, будет новый год по еврейскому календарю — Рош ха-Шана. В этом году он приходится на 26 сентября, но поскольку по нашим традициям день начинается не с утра, а накануне, с закатом солнца, фактически Рош ха-Шана будет праздноваться с вечера 25 по вечер 27 сентября. У иудеев свое летоисчисление, по нему наступит 5783 год.
Рош ха-Шана — один из самых значимых, торжественных и красивых наших праздников, день рождения человечества. Евреи собираются на него под звук бараньего рога. Сначала всех ждет большая молитва: мы просим милосердия Всевышнего на предстоящий год, переосмысляем год прожитый. Затем — общая трапеза. Такой богатый стол накрывается один раз в год, только в этот день. Конечно, с соблюдением традиций. Например, принято макать яблоко в мед и желать сладкого года.
Наряду с праздниками, которые испокон веков были у наших предков, у нас есть и новые. Например, мы отмечаем 9 Мая не только вместе со всеми, но и по еврейскому календарю, который отличается от общепринятого — в нем месяцы считаются по лунному календарю, а годы корректируются по солнечному. 26 Ияра, в День освобождения и спасения — эта дата обычно на несколько дней отличается от 9 мая — мы собираемся, зажигаем большие свечи, читаем поминальные молитвы.
Со школьной скамьиВ Самаре есть еврейская школа. Там соблюдаются национальные традиции, в программу обучения входят спецпредметы, связанные с историей народа, языком, культурой. Кроме того, в школе №42 есть национальные классы, где углубленно изучают еврейские традиции. Такие существуют в каждой параллели. Там также есть кабинет иврита, дети поют песни на этом языке, разучивают национальные танцы. Это светское образование, не связанное с религией, направленное на сохранение национальной культуры. На базе школы №42 действует и еврейская воскресная школа.
Есть ребята, которые неплохо говорят на иврите. Но это не их родной язык, который они знают сызмальства. Между собой все общаются на русском. У взрослого населения большого интереса к изучению национального языка нет. Есть, конечно, единичные случаи, но не более того. Меня это расстраивает, поскольку на этом языке написаны все наши книги, вся культура, и для ее передачи, конечно, нужны бы его носители.
Фотографии предоставлены героем публикации
Автор: Светлана КеласьеваПоследние новости
Начало строительства нового проекта в городе
Строительные работы стартовали в конце ноября.
Эффективные методы борьбы с тараканами в Сызрани
Жительница города поделилась своими секретами по уничтожению насекомых.
АвтоВАЗ представит новые мощные внедорожники в 2025 году
Компания планирует выпуск Нивы Легенд и Нивы Тревел с улучшенными характеристиками.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку