За ними будущее. Почему молодежь выбирает работу в метро
Кадровая проблема актуальна практически для всех предприятий и организаций.
Анна Кароннова, экономист по труду службы по управлению персоналом:
— Я с детства слушала разговоры про метро, часто бывала в подземке. Можно сказать, выросла в этой атмосфере: мама работает в самарском метрополитене уже 35 лет, с первого дня. Сейчас она занимает должность начальника планово-экономического отдела. А папа работал в службе транспортной безопасности. Совсем не удивительно, что я, окончив Самарский государственный экономический университет, тоже пришла работать сюда — экономистом.
В мои обязанности входит контроль за соблюдением штатной дисциплины, расходованием фонда оплаты труда, выполнение статистических и аналитических отчетов, учет и анализ показателей по труду и заработной плате. После внедрения аппаратов по продаже и пополнению транспортных карт мы проводили фотографию рабочего дня у кассиров на станциях метрополитена.
После института многое пришлось осваивать с нуля, учиться заново — в вузе мы больше познавали тонкости мировой экономики. Но серьезных сложностей не было: я люблю узнавать что-то новое, и этот процесс легко мне дается. А вот хорошего много: отличный коллектив, стабильность, приятная атмосфера, которая помогает справляться с самыми серьезными и масштабными задачами.
Уже три года я каждый день езжу на работу на метро. Мне нравится этот вид транспорта: быстрый, комфортный. Хочется, чтобы линии метрополитена протянулись до Ново-Садовой, Южного города и Крутых Ключей, до других отдаленных районов и микрорайонов.
Алена Балашевская, дежурная по станции «Алабинская»:
— В метро я попала по распределению, окончив в 2013 году Самарский техникум железнодорожного транспорта. Честно признаюсь: о подземке не мечтала, но здесь оказалось настолько комфортно во всех отношениях, что я осталась, и место работы менять не планирую.
Первой в моей карьере стала станция «Кировская», но как только построили «Алабинскую», меня перевели сюда. Даже чуть раньше: мы готовили оборудование, документацию, журналы.
Мне нравится то, чем приходится заниматься. Дежурный контролирует все процессы, происходящие на станции, у него хранятся ключи от всех служебных помещений — сотрудники получают их в начале дня или смены. В мой кабинет стекается информация обо всем: авариях, нештатных ситуациях, происшествиях. Если нужен ремонт, направляю заявки в соответствующие службы, контролирую их выполнение. Включаю свет, охранную и пожарную сигнализации.
За десять лет работы ничего по-настоящему серьезного, экстренного не случалось. Все-таки метро — предприятие, где большинство ЧП предусмотрены, что исключает саму их вероятность. Пожалуй, главное испытание — это учения. Несмотря на то, что все вроде как понарошку, бегать приходится по-настоящему: только так можно быть уверенным, что правильно отреагируешь, когда это будет действительно нужно.
Наша станция конечная — пока не построили «Театральную», поэтому у нас часто оставляют багаж. О таких случаях мы сообщаем полиции. Правоохранители занимаются своим делом, а мы эвакуируем пассажиров в ожидании их вердикта. К счастью, сумки и пакеты почти всегда оказываются просто забытыми вещами.
Какой будет «Театральная», очень интересно. О строительстве этой станции говорят все десять лет, что я здесь работаю. И наконец проект воплощается в реальность. Кто знает, может быть, совсем скоро я буду работать там. В свое время, когда я перешла с «Кировской» на «Алабинскую», поразило, насколько она современнее. Если говорить про мое рабочее место, то все процессы автоматизированы, ими можно управлять с компьютера. Если на «Кировской» приходилось включать освещение в щитках рубильниками, то тут я это делаю мышкой за своим столом. Конечно, и здесь есть свои нюансы, но если все идет по плану, то работать очень комфортно.
Сейчас на станции готовится к открытию второй вестибюль. Это будет удобно и пассажирам, и нам, сотрудникам, так как он оснащается еще более современным оборудованием, в том числе пропускной системой по отпечатку пальца.
«Все продумано до мелочей»Олеся Шебонкина, энергодиспетчер:
— Я окончила ПГУТИ в 2017 году. С дипломом пришла в метрополитен, где была лишь вакансия монтера электрооборудования в службе электроснабжения. Меня не пугало, что это рабочая специальность: надо же с чего-то начинать. Даже интересно было попробовать поработать с оборудованием. Одно дело, когда ты изучаешь это в вузе — схемы, документацию, и совсем другое — практика. Так пять лет назад с горящими глазами я попала на подстанцию. Мой участок «Московская» — «Российская» — «Алабинская».
Сначала училась. У меня был наставник, который контролировал каждый шаг. Знания, полученные в университете, мне, безусловно, пригодились. Более того, я наконец поняла, чему мы учились и зачем, увидела, как работает оборудование в реальности. Ранее я на метро смотрела как пассажир, не задумываясь, как все устроено. И в первые дни меня поразило, насколько до мелочей все продумано, чтобы обеспечить движение поездов точно по графику, как много людей занято в этом процессе, насколько огромны подземные помещения, скрытые от глаз обычных самарцев. Это было очень интересно. Пока город спал, мы ходили в тоннель — настоящее приключение. Трудилась по графику: два дня, две ночи. Основные работы выполняются в темное время суток, когда остаются только сотрудники. Днем время хозяйственных забот и профилактических осмотров. Параллельно я много читала, изучала оснащение. Практически каждый месяц, по мере роста квалификации, сдавала экзамены. В итоге стала энергодиспетчером.
Сейчас в зоне моей ответственности не три подстанции, как раньше, а все метро — координирую деятельность службы. Чтобы занять эту должность потребовалось еще полгода обучения: я ежедневно ходила в смену с опытным диспетчером. Нужен был человек с линии, понимающий специфику работы монтеров, какие обязанности они выполняют. При этом сама я слежу за ситуацией удаленно, из управления. Непосредственные исполнители на подстанциях получают от нас указания, что надо сделать: подключить, отключить, разобрать.
Нештатные ситуации случаются, и адреналин присутствует. Сразу скажу, что это, как правило, не серьезные ЧП, а какие-то случаи, заметные только специалистам. Все вопросы решаются оперативно, потому что мы готовы практически к любым неурядицам, все отработано в плановом режиме. У нас есть инструкции, написанные знающими людьми, где предусмотрены все нюансы, такие как падение людей на пути, отключение энергии и многое другое. Если с какой-то станции приходит сигнал, я сразу понимаю, что произошло. Что-то могу решить своими силами. Например, выходит из строя внешний кабель. Значит, нужно оперативно переключиться на резервную схему: тогда и освещение на станции будет, и эскалаторы исправно спустят и поднимут пассажиров. Весь процесс занимает от силы 30 секунд. И потом уже мы выясняем, что произошло.
За пять лет работы метро и его сотрудники, конечно, стали родными. Судьба предприятия мне небезразлична. Радует, что строится новая станция, уже в историческом центре. Это позволит соединить спальные районы и старый город.
Фотографии спикеров из личных архивов
Фотограф: Владимир Пермяков Автор: Ирина ИсаеваПоследние новости
Студенты Октябрьского техникума обсудили проблему наркомании
Информационный час «Наркотики. Не говори, что тебя не предупреждали» прошел в техникуме.
Новый телеграм-канал Цифра.Сила в Самаре
Агрегатор информации о цифровых технологиях в специальной военной операции
Финансирование социальных программ в Отрадном в 2025 году
Городской бюджет будет направлен на развитие культуры и поддержку социально ориентированных инициатив.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией