Виталий Симонов: Мы просто работали на совесть
14 апреля 1943 года в тыловом Куйбышеве был создан строительно-монтажный трест № 11.
Да и сам город во многом обязан своим развитием этому легендарному производственному коллективу. Его историю детально описал в своей книге «Пятнадцать пятилеток треста №11» заслуженный строитель РФ, почетный гражданин Самары Виталий Симонов. Он ненамного старше родного предприятия. В прошлом году ему исполнилось 85 лет. Работая в строительно-монтажном тресте №11 с 1962 по 1997 год, он прошел все ступени карьеры — от мастера до генерального директора. С его участием и под его руководством выросли целые кварталы нашего города, построено около 10 млн квадратных метров жилья.
Особо интересны рассказы Симонова о том, как возводились Промышленный, Кировский, Советский и Октябрьский районы, значительно расширившие за годы советской власти территорию дореволюционной Самары. Уникальны сведения об истории сооружения отдельных знаковых городских объектов — историко-краеведческого музея имени Алабина, филармонии и других.
И, конечно, ценна информация о сотрудниках треста, тех, кто возводил наш город своими руками.
— Мы трудились не для того, чтобы получить похвалу начальства или вознаграждение, — подчеркивает Симонов. — Мы просто работали на совесть.
— Я горжусь историей организации, в которой проработал 35 лет. Она построила большую часть современной Самары. Исследуя историю треста № 11, я, к своему удивлению, узнал, что он был основан в Безымянлаге и так же, как 24-й трест, в котором я делал первые шаги в профессии, вышел из «Особстроя».
Занимался наш трест первоначально строительством производственных помещений для эвакуированных в Куйбышев во время Великой Отечественной войны заводов, а затем и домов для рабочих и инженеров. Сооружал такие промышленные гиганты, как предприятия оборонного комплекса, которые сейчас именуются «Прогресс» и «Салют», и другие. Мы с трестом почти ровесники. В 2023 году этой строительной организации исполняется 80 лет.
Мне хотелось бы назвать тысячи дорогих для меня фамилий уникальных специалистов треста №11. Среди них — Жуков, Берестов, Шихорин, Климочкина, Топорков, Мачнев, Роговой, Судариков и многие-многие другие. Но в первую очередь вспоминаю дорогого для меня человека, с которым бок о бок проработал долгие годы — управляющего трестом №11 Ефима Борисовича Либскинда, которого я сменил на его по-настоящему боевом посту. Это был прекрасный специалист и надежный товарищ. Он проработал более 16 лет управляющим трестом. В памяти всех ветеранов остался также первый руководитель организации Кузьма Дмитриевич Кузнецов, с которым ассоциируется лозунг «Все для фронта, все для победы!». Дальнейший период связан с именем Владимира Михайловича Волгина, постепенно переводившего работу с жесткого военного режима на рельсы промышленного строительства мирного времени. Следующий руководитель — Александр Мануилович Береславский оказался, как сегодня сказали бы, очень эффективным менеджером. При нем были внедрены графики сетевого строительства. Это резко увеличило темпы сдачи объектов. В трудное время разъединений, слияний и укрупнений строительных организаций Владимир Иванович Головин и Михаил Сергеевич Гусев сделали все, чтобы сохранить трест, — рассказывает заслуженный строитель РФ.
Особенно ответственным объектом для 11-го треста был Дом правительства Самарской области. На свой страх и риск в процессе сооружения этого грандиозного здания строители вносили изменения в разработанный москвичами проект. Например, зайдя в кабинет первого лица, Симонов поразился небольшим размерам помещения. По его мнению, нужно было подумать о будущем, о том, как руководитель региона будет принимать здесь делегации, в том числе из-за рубежа.
— Вызываю немедленно заказчика, проектировщиков, кураторов. Меня поддержал наш ветеран, Герой Социалистического Труда, знатный каменщик Петр Прокопьевич Мачнев. И вот, чтобы расширить кабинет, уже в готовом помещении мы в ночь демонтировали перекрытия, переложили плиты, передвинули стену, на которую они опирались. Наш главный инженер Олег Викторович Огнев быстро спроектировал и оснастку на восьмиметровые плиты, и сами эти пустотные плиты. Через месяц мы сделали то, что задумали, — рассказывает Симонов.
Другим новшеством, предложенным Симоновым, стали оконные переплеты из лиственницы — издревле используемом русскими зодчими особо прочном материале.
Долгое время Самару украшало здание филармонии — роскошное творение архитектора Платона Шаманского. Но со временем оно пришло в упадок. Его воссоздавали работники 11-го треста с помощью новых веяний в архитектуре и современных материалов.
— Проект архитектора Юрия Храмова учитывал традиции самарского модерна. В процессе возведения были использованы многие строительные хитрости. Простая штукатурка здесь выглядит как мрамор. И это неслучайно. Внутренней отделкой стен, потолков и балконов занимался уникальный специалист по протяжным отделочным конструкциям Феликс Мкртчан. Он предложил собственный, более дешевый, но однозначно более эффектный вариант штукатурки. Выполненные заслуженным художником Вячеславом Герасимовым витражи и кованые украшения превратили современное здание в настоящий дворец, — говорит почетный гражданин Самары.
Руководство 11-го треста всегда думало не только о функциональности зданий, но и об их красоте. Широко привлекались художники-монументалисты, мастера фресок, мозаики и витражей. В 1988 году новое здание самарской филармонии открылось для зрителей.
Строительство филиала Центрального музея В.И. Ленина в Куйбышеве стало знаковым событием для города. Оно подразумевало возведение целого архитектурного комплекса. Его поручили тресту №11, а также строительным подразделениям крупнейших промышленных предприятий города.
— Строительство Ленинского мемориала началось 2 февраля 1981 года. На расчищенной от старой застройки большой площадке в 10 часов начали торжественный митинг. Затем дали команду на рытье котлована. И уже вскоре экскаватор наткнулся на клад — дуэльный пистолет XVIII века и бутылку вина, запечатанную сургучом. Посчитали это добрым знаком. Кстати, в исторических кварталах города экскаваторщики обнаруживали подобные находки не единожды.
При строительстве встречались сложности. По московскому проекту внутренняя стена ребра жесткости из монолитного бетона должна быть покрыта керамической плиткой. Ее выпускал один из подмосковных комбинатов. Она была шириной под боковую часть кирпича. Когда подошло время работ, выяснилось, что плитку сняли с производства. Симонов предложил главному инженеру проектного института Игорю Ленточникову выполнить облицовку кирпичом «Лодэ» производства города Риги. Тот охотно согласился. Так и поступили, — вспоминает Симонов.
Одним из первых монументальных зданий, построенных трестом №11 в послевоенное время, стал Дворец культуры на площади Кирова.
— Сооружение ДК велось по проекту московского архитектора А.В. Тарасова с 1958 года. Помимо специализированных организаций в его возведении участвовали многочисленные представители цехов и участков завода «Прогресс». Можно сказать, что рабочие сами на 50% построили это здание. Дворец сооружался под непосредственным контролем директора предприятия Виктора Яковлевича Литвинова. Первая очередь — кинозал на 650 мест — вступила в строй в 1959 году.
Предусмотрено было все, что положено по образцу архитектуры того времени: входной портик с колоннами, облицовка мрамором, внутри — витраж с портретом Ильича, под потолком — росписи с изображением трудовых подвигов рабочих и крестьян многонационального государства, зрительный зал с балконами, большая сцена, рассчитанная на выступление не только коллективов художественной самодеятельности, но и профессиональных театральных коллективов, помещения для кинопросмотров, работы различных кружков и чтения лекций.
Мы все время были в работе. Только отстроили новый квартал, сразу переезд на другую площадку. Там по колено в грязи закладываем очередной объект. Трест соблюдал принцип: делать самим все — от земляных работ нулевого цикла до сдачи под ключ. Поэтому наши здания носят отпечаток стараний всего коллектива — от инженера до прораба, от каменщика до штукатура. Пусть обо всех моих товарищах помнят, пусть ценят их труд и берегут то, что мы создавали, вкладывая знания, умения и любовь, — рассказал Виталий Симонов.
Некоторые итоги деятельности треста № 11С 1966 по 1997 год построены, кроме жилых микрорайонов, сотни объектов социального назначения, в том числе:
— 31 больница;
— 28 административных зданий;
— 8 объектов связи;
— 7 зданий банков;
— 2 бани;
— 7 объектов торговли;
— 4 музея;
— 16 объектов культуры;
— 7 вузов и научных учреждений;
— 7 объектов промышленного назначения;
— 4 спортивных объекта;
— 6 гаражных кооперативов;
— 3 столовые;
— 4 газовые котельные;
— 3 тепловые насосные станции.
А также тысячи километров подземных коммуникаций.
Фотографии: Владимир Пермяков, Екатерина Елизарова,
а также личные архивы спикера
Последние новости
Экодиктант: Формирование экологической культуры в обществе
Ежегодный проект, стремящийся повысить уровень экологической осведомленности.
Готовность противофонтанной службы в Самарской области
Глава МЧС и губернатор проверили готовность к ликвидации аварий на нефтяных и газовых объектах.
В российской армии создана новая должность для священнослужителей
Священнослужители будут работать с военнослужащими на передовой.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований