ПОРОК СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНОГО СООБЩЕСТВА?
Школа — один из главных социальных институтов в жизни человека. В ней ребенок учится не только гуманитарным и техническим наукам, но и искусству общения.
Школа — один из главных социальных институтов в жизни человека. В ней ребенок учится не только гуманитарным и техническим наукам, но и искусству общения. К сожалению, не у всех это получается. Если каждому знакомо значение слова травля, то буллинг в современном речевом обиходе стал употребляться совсем недавно.
Мы поговорили с педагогом-психологом высшей квалификационной категории детского сада № 10 «Планета детства» Александрой Черновой об особенностях нового явления.
— Можно ли как-то охарактеризовать буллинг? В чем он выражается?
— Эта проблема далеко не новая. Она была, существует и будет всегда. Конечно, у насилия есть разные формы проявления. Например, физическая травля сопровождается побоями и телесными повреждениями, вербальная заключается в оскорблениях и так далее… Но важно учиться отличать конфликт от агрессии.
Наверное, каждый человек хоть раз в жизни сталкивался с буллингом. Если такая ситуация случилась в коллективе, то в нее вовлечена уже вся группа. Каждый занимает определенную позицию. Дети, которые не принимают прямое участие, а выступают свидетелями, тоже получают глубокую психологическую травму. Почему? У одних присутствует страх стать следующим объектом насмешек, другие хотят защитить, но не могут, а есть и те, кто внутренне поддерживает конфликт. Но больше всех страдает, конечно, тот, кого уже преследуют.
— Существует ли типичная жертва?
— Никто не застрахован от агрессивных проявлений в свою сторону. Но как правило, это дети ранимые, тревожные, впечатлительные… Инициаторы стараются нападать на тех, кто не способен им правильно ответить.
— Какие у этого явления причины?
— В любой другой психологической проблеме мы всегда идем от причины, но в травле никогда не надо ее искать. Она либо есть, либо нет. Буллинг чаще всего происходит скрытно, и поэтому педагоги и родители могут не замечать его. Сами ребята не всегда рассказывают о трудностях, с которыми сталкиваются, так как на первом месте в подростковом возрасте стоят сверстники и общение с ними.
Они проживают это самостоятельно. Очень часто с чувством вины. Считают, что поступили неправильно, сказали не то… На самом деле никто не виноват. Конечно, подросток имеет право на ошибку. Но она не основание для травли.
— Что делать, если ребенок не хочет говорить о проблемах?
— Подростковый возраст очень сложный для всех. Основная масса ребят проходит через этот период нелегко, какая-то часть незаметно, а около четверти подростков преодолевают его с большим трудом. Соответственно, их родители тоже. Не всегда просто понять поведение родного человека, тем более что школьнику вообще свойственны эмоциональные «качели», нестабильность в учебе.
Несмотря на это нужно быть очень внимательным. Особенно если ребенок встревожен, подавлен, появляются проблемы со сном, приемами пищи, посещением учебного учреждения и так далее. Необходимо постараться поговорить с ним на эту тему. Но для того чтобы подросток рассказал о своих трудностях, у него должна быть уверенность в том, что родственники защитят. Если взрослый не может этого сделать и тем самым снимает ответственность с себя, то школьник никогда не сможет сам это остановить. Даже вмешательство старших не всегда гарантирует конец агрессии.
Часто травля пресекается довольно быстро. Но бывают случаи, когда жертве необходимо менять школу. И даже в новом учебном заведении она может снова оказаться подвержена преследованию. Тогда самый правильный вариант — домашнее обучение. Школьник сможет успокоиться и прийти в душевное равновесие.
— Мы сейчас находимся в детском саду. Бывает ли буллинг здесь, или эта история только про школу?
— В дошкольных учреждениях про травлю вообще не говорят. Есть конфликты, которые бывают у детей в возрасте до 6-7 лет. Это связано с тем, что малыши не умеют общаться. Они конфликтуют не с целью обидеть, а потому что у них еще не сформированы коммуникативные навыки, не понимают, какие чувства испытывает их друг. Здесь нужно просто объяснять правила вежливости, поведения и этикета, личных границ у окружающих людей…
В начальной школе уже может существовать агрессия, но чаще всего она останавливается довольно быстро. В средних и старших классах это сделать сложнее, но при верном комплексном подходе все получается.
— Как правильно справиться с этой ситуацией?
— Лучше начну с практических советов. Жертве необходимо обязательно с кем-то делиться наболевшим. Если она рассказала об этом не родителям, а другому взрослому, на это не следует обижаться. Наоборот, они должны быть благодарны за то, что в их окружении есть такой человек, которому ребенок способен довериться. Это могут быть дядя, бабушка, тренер…
Лучше подключать всех: классного руководителя, психолога, администрацию. Обязательно следует контролировать себя и не давать выход эмоциям. Если образовательное учреждение не идет навстречу, то рекомендую не встречаться со стороной агрессора. Конфликт может быстро перей-
ти в другую плоскость. В таком случае родственникам необходимо обращаться в территориальное управление образования или в надзорные органы. Но как правило, все решается на уровне школы.
Инициатор травли чаще всего сам находится в сложной ситуации. Психологически благополучный человек не будет этим заниматься. Поэтому нужно обратить внимание на его внутренний мир. Проанализировать, что с ним произошло, почему возникла такая агрессия. Это признак личностной деформации. Конечно, это уже функция не представителей жертвы, а родителей преследователя и школы.
— Можно ли говорить о типичном агрессоре?
— Это не всегда ребенок с девиантным поведением. Он может быть достаточно благополучен внешне: хорошо учиться, заниматься внешкольной деятельностью… Но внутренний мир не зависит от оценок. В первую очередь надо смотреть, что происходит у него в семье. Часто это цепная реакция — нужно куда-то деть собственный негатив, и он находит себе жертву. Поэтому с агрессором тоже необходим личный разговор. Он должен понимать последствия своих действий, в том числе административные и уголовные, и нести за них ответственность.
Иногда ребята просто недооценивают тех чувств, которые испытывает другой человек. Они не понимают глубины наносимой ими травмы. А ведь некоторые ситуации могут привести к плачевным последствиям.
— Как должна отреагировать школа в таком случае?
— Повторюсь, что подход обязан быть комплексным. Это разговор с двумя семьями, самими детьми, целым классом. Ребятам нужно все объяснить, называя вещи своими именами. Это не шутки и не игра, а травля и издевательство.
Часто проблема решается достаточно быстро — дети все равно народ хороший. Но некоторые и правда делают зло, не отдавая себе отчет. Они еще не регулируют свое поведение и эмоции.
— А существует ли буллинг по отношению к учителю?
— Сейчас много пишут о том, какое плохое у нас подрастающее поколение. В системе образования у меня есть многолетний опыт работы и могу сказать, что младшее поколение не изменилось. Есть определенные законы психического развития и ребята развиваются по ним. Существуют определенные правила работы с детскими и подростковыми коллективами.
Мое убеждение немного банально, но любую профессию нужно любить. Если человек решил связать свою жизнь с педагогикой, то он не должен винить детей. Наоборот, настоящий учитель освоит правильное поведение в таких ситуациях. Профессионал уважает себя.
Никто не отменял требовательность и строгость. Но есть и жестокость. Когда наставник целенаправленно унижает одного и того же ребенка, настраивает против него класс или родителей — это неправильно.
Найти подход к подростку в принципе несложно. Необходимо понимать особенности его возраста и помнить, что ученик нуждается в понимании. Сопротивление прессингу — абсолютно нормальная реакция.
Поэтому для работы с детьми обязательно обладать необходимыми знаниями психологии. Их дают в высших учебных заведениях. Если забыли, то всегда есть литература и школьные психологи.
— Но что делать, если ребенок подвергся буллингу со стороны учителя?
— Нужен системный взгляд. Каждый человек согласно Конституции Российской Федерации имеет право на уважение к своей личности. Дети не исключение. Родителям советую идти по ступеням, лучше не перепрыгивать. Сначала в школьную администрацию. Конечно, никто не хочет развития конфликта, поэтому ситуации чаще всего решаются. Но если этого не произошло, то идите в следующие инстанции.
— Какие существуют последствия и как с ними можно справиться?
— В первую очередь буллинг влияет на психологическое здоровье человека. А именно на его отношение к себе. У подростка складывается убеждение, что он плохой. У него формируется низкая самооценка. Это касается и жертвы, и агрессора. У последнего в принципе тоже нет чувства самоуважения. С помощью насмешек он, как правило, пытается самоутвердиться. У свидетелей может появиться чувство вины, неуверенность, тревожность, страхи… Из-за ментальных проблем появляются и разные болезни. Травлю нужно не просто пресекать, а комплексно разбирать со всеми участниками. Детская психика довольно пластична, поэтому правильно и своевременно решенный конфликт не несет за собой серьезных последствий.
Записала
Марина ФРОЛЯГИНА.
Фото из архива
А. Черновой.
Последние новости
Делегация Самарской области изучает опыт Тульской области
Губернатор Вячеслав Федорищев благодарит коллег за возможность обмена опытом.
Инвестиции в образование: Самарская область делает шаги к улучшению условий обучения
В 2025 году на капитальный ремонт образовательных учреждений будет выделено 3 миллиарда рублей.
Обсуждение опыта работы Ситуационного центра в Туле
Делегация Самарской области изучает лучшие практики управления.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку