НЕИЗМЕННАЯ ЗАДАЧА — ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ
История чапаевского отделения центра диагностики и консультирования Самарской области началась 24 года назад.
История чапаевского отделения центра диагностики и консультирования Самарской области началась 24 года назад. В 1999 году на базе центра «Семья» было создано отделение, в которое вошли врачи, психологи, логопеды, дефектологи. Через три года команда профессионалов отделилась и стала самостоятельной организацией. С тех пор утекло много воды, учреждение претерпело несколько реорганизаций, но неизменным осталось одно — помощь детям, теперь уже не только из опекунских или приемных семей, а всем, кто нуждается в помощи специалистов. Сейчас у центра тринадцать отделений по всей Самарской области. заместитель директора чапаевского — Светлана Вахтина — рассказала о целях и задачах центра.
— Светлана Федоровна, за два десятка лет коллектив сильно изменился?
— Практически, нет. сейчас мы находимся в поиске врачей — детских невролога и психиатра. Коллеги, отработавшие много лет в нашем учреждении, вышли на пенсию, а найти новых не так легко. В остальном команда сформирована. Задачи перед нами все те же — оказание семьям с детьми диагностической, консультативной и коррекционно-развивающей помощи.
— Какие направления работы у вас сегодня?
— За годы существования центра перечень предоставляемых услуг практически не изменялся. В какое-то время было много интересных проектов для малышей, были периоды, когда силы педагогов направлялись для реализации других задач. Сегодня к нам можно обратиться для обследования на психолого-медико-педагогической комиссии, иначе — ПМПК; коррекции нарушений речи у дошкольников, чтения и письма у учеников начальных классов; получения развивающих услуг детям с нарушениями интеллектуального развития и широкого круга психологической помощи, включая проблемы в детско-родительских отношениях. В этом году у нас появилась образовательная лицензия, и в сентябре готовится к запуску программа «Грамотеи» для ребят начальных классов как в индивидуальной, так и групповой форме. Есть еще много задумок и планов, в том числе по организации оказания услуг ранней помощи, надеюсь, что в скором времени все реализуем. Опыт показывает, что работа дефектологов, логопедов и психологов сегодня необходима детям разных возрастных групп.
— Нужно как-то готовиться к ПМПК?
— Кроме определенного пакета документов, никакой иной подготовки не требуется. Если родители желают специально выучить с ребенком какие-то действия или ответы на вопросы, то сразу скажу, что делать этого не стоит. Во-первых, обследование проводится по индивидуальному плану и перечень заданий может изменяться в зависимости от целей. Во-вторых, мамы и папы должны быть заинтересованы в качественной диагностике. Ведь от ее результатов зависит, какую помощь получит малыш в организации, куда будет предоставлено заключение, насколько правильно выстроены образовательный и реабилитационный маршруты. Да и сами взрослые имеют возможность получить индивидуальную профессиональную консультацию специалистов комиссии.
— На что обращают внимание при проведении обследования?
— Рассматриваются все направления развития ребенка: интеллектуальное и речевое, волевые процессы, мотивацию и коммуникацию начиная с самого рождения, а также характеристику, психолого-педагогическое представление из образовательной организации. Не оставляем без внимания взаимодействие родителей и детей непосредственно в стенах нашего центра. У них есть возможность предъявить специалистам те фото- и видеоматериалы, а также результаты продуктивной деятельности сына или дочери, которые они считают важными и показательными. Если говорить о будущих первоклассниках, то нужно остановиться на одном очень важном моменте. Среди взрослых сформировалось заблуждение, что знание букв и цифр — единственные критерии готовности к обучению. Бывает так, что дети демонстрируют владение счетом, читают, но быстро устают и отвлекаются, никаких волевых усилий не прикладывают. Видно, что у ребенка нет учебной мотивации. В дальнейшем это будет негативно сказываться на эффективности восприятия школьной программы. Специалисты учитывают о при формировании заключения и консультировании родителей.
— Сегодня много детей с нарушением речи?
— В последние годы их становится все больше. Одной из причин этого является то, что современные мамы и папы мало общаются и взаимодействуют со своими детьми. У меня болит душа, когда вижу у ребенка в руках телефон, он играет и никого не беспокоит, не задает вопросов, не просит каких-то действий со стороны взрослого или его внимания. А ведь в этом и есть развитие, в том числе и речевое. Лучше поиграть с ним, поговорить, научиться взаимодействовать и понимать его! Да, полностью оградить нельзя, но отодвинуть время знакомства с гаджетами можно. Мы воспитываем не только словами, но и своим примером. Вдумайтесь, по данным исследований, у нас каждый четвертый четырехлетний малыш страдает нарушением речевого развития. В середине 1970-х годов подобное наблюдалось только у 4% детей того же возраста.
— Что бы вы посоветовали для развития речи малыша?
— Занятия с дошкольником не должны выглядеть как уроки: сели за стол и стали что-то учить. Нужно делать это в игре! Расширение его кругозора и словарного запаса происходит посредством общения с вами в совместных делах и во время активного отдыха. На прогулке, по пути в садик или к бабушке делитесь впечатлениями, спрашивайте, обсуждайте, мотивируйте ребенка на действия, развивающие речь, эмоции, интеллект. Не запрещайте малышу участвовать в бытовой жизни семьи, если он проявляет инициативу. Хочет он помыть посуду — помогите ему, пусть сделает. Да, возможно, потом надо будет перемыть за ним, но это не страшно. Не отбивайте желание, пусть учится, пробует и познает этот мир.
— Светлана Федоровна, а может такое быть, что ребенок занимается с логопедом, выполняет все задания, а результата нет?
— Да, такое бывает, но каждый случай индивидуален. Многое зависит от особенностей развития ребенка. Возможно, есть еще какие-то проблемы. Например, со слухом, с интеллектуальным развитием или с поведением, которые не дают возможность логопеду добиваться нужного результата. Здесь важно вовремя подключить к работе специалистов других профилей. Случается и такое: родители возложили всю ответственность на педагога и просто ждут результата. Это большая ошибка. Занятия длятся относительно короткое время, и преподаватель задает вектор, по которому нужно двигаться, а отрабатывать и закреплять материал надо в постоянной работе дома.
— Как к вам попадают дети, которым нужна помощь?
— Основную массу ребят с особенностями развития мы видим на ПМПК. Есть категории тех, кого наши сотрудники наблюдают в динамике — это дети-инвалиды, дети из замещающих семей или с ограниченными возможностями здоровья. Также в наш центр для получения консультации или коррекционной помощи направляют представители организаций образования и здравоохранения. Очень тесно взаимодействуем с учреждениями социального обслуживания, это центр «Надежда», «Комплексный центр социального обслуживания населения Юго-Западного округа». Взрослые могут обратиться к нам по своей инициативе. Есть такой опыт, когда мы на базе детской поликлиники проводим диагностико-консультативный прием, на котором также выявляются малыши с потребностью в помощи узких специалистов. Таким образом, значительная часть детского населения города у нас на виду.
— К вам обращаются родители подростков?
— Да, конечно. Больше всего обращений по вопросам неуспеваемости, их плохого поведения, отсутствия мотивации к учебе. Как показывает практика, подобное поведение молодых людей является результатом психологического неблагополучия в семье. Например, все чаще родители стали обращаться по поводу компьютерной зависимости, когда сами уже не в силах справиться с подрастающими детьми: те уходят в виртуальный мир. Причина заключается в отсутствии эмоциональной близости в семье, неумении общаться друг с другом, непонимании психологии подростка. Поэтому работа специалистов комплексная, о чем мы сразу предупреждаем наших получателей услуг. Положительный эффект может быть достигнут только с теми, кто действительно хочет исправить ситуацию. Отрадно, что такие семьи есть, как и позитивные результаты наших совместных действий.
— Светлана Федоровна, ваш совет тем, чьи дети нуждаются в поддержке.
— Не стесняйтесь и обращайтесь за консультацией к педагогам. Чем раньше вы начнете, тем больше шансов добиться результатов. Наш коллектив всегда готов оказать помощь в решении проблем развития, воспитания и обучения ребят. Все услуги предоставляются бесплатно.
Записала
Анастасия КРАСИНА.
Фото автора.
Последние новости
Экодиктант: Формирование экологической культуры в обществе
Ежегодный проект, стремящийся повысить уровень экологической осведомленности.
Готовность противофонтанной службы в Самарской области
Глава МЧС и губернатор проверили готовность к ликвидации аварий на нефтяных и газовых объектах.
В российской армии создана новая должность для священнослужителей
Священнослужители будут работать с военнослужащими на передовой.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований