Автор гимна метрополитена Максим Башаркин: От «Юнгородка» до «Гагаринской» в детстве катался часами

Метро — это не только красивые станции, комфортные поезда, точность и скорость перевозок.

Метро — это не только красивые станции, комфортные поезда, точность и скорость перевозок. Это еще и сотрудники: ветераны, отдавшие предприятию не одно десятилетие, и талантливая, активная молодежь, за которой будущее. Наш рассказ — о человеке, который считает подземку живым организмом и вносит свой вклад в его здоровье и развитие.  Музыка, педагогика, железная дорога

— Мои родители — профессиональные музыканты. Папа, Виктор Башаркин, — первая труба оркестра культурного центра ГУ МВД Самарской области и джаз-оркестра «Мираж». Кстати, в составе 16-го оркестра штаба ПриВО он играл на открытии метрополитена в Куйбышеве на станции «Победа». Мама, Светлана Башаркина, 27 лет проработала в оркестре самарской филармонии. Поэтому рос я в творческой атмосфере. С другой стороны, мой прадед — основатель династии железнодорожников. Его дочь и моя бабушка сменила 18 школ, потому что Федор Михайлович Щёкин был главным бухгалтером путевой машинной станции и колесил по стране, восстанавливая железные дороги после войны.

По той линии у нас все железнодорожники, и даже бабушка-филолог на пенсии готовила к поступлению абитуриентов и принимала у них вступительные экзамены в СамГУПС. Так получилось, что и музыка, и педагогика, и транспорт мне были с детства интересны. Особенно я любил метро. В три-четыре года готов был кататься от «Юнгородка» до «Гагаринской» часами. Школьником принимал участие в конференции «Первые шаги в науку». Темой моего исследования стал вопрос переноса венткамер метрополитена с оживленных магистралей в парковые зоны (например, парк Дружбы) с целью улучшения качества воздуха на станциях.

В электродепо Кировское, которое, как правило, не видят пассажиры, я впервые попал в 12 лет. От одного из участников форума «Наш транспорт», где собираются люди, интересующиеся темой пассажирских перевозок, поступило предложение провести экскурсию. Со мной пошла мама. Нам представилась уникальная возможность увидеть все собственными глазами, изнутри. Я познакомился со многими сотрудниками предприятия. Учась в восьмом классе, приезжал за книгами к главному инженеру, а ныне директору Самарского метрополитена Сергею Владимировичу Шамину.

Свой среди своих

Естественно, я поступил в университет путей сообщения. На пятом курсе, еще не окончив учебу, пошел работать в метрополитен монтером, потом электромехаником в службу сигнализации и связи. Вооруженный вузовской теорией, я уже знал принципы работы оборудования и мечтал применить свои знания. К тому же у меня были опытные наставники: электромеханик Андрей Анатольевич Уткин, который в метро практически с основания, начальник участка Сергей Иванович Шевченко и старший электромеханик Андрей Вячеславович Дюков. Они помогали освоить и понять нюансы, с которыми можно столкнуться только на практике. Я был для них уже не посторонним человеком, ведь до этого под их руководством проходил производственную практику. 

На распределении выпускников я, имея средний балл 5.0 по специализации «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте», мог выбирать из лучших вакансий, но сердце уже давно принадлежало метрополитену. Мне нравится и атмосфера, и коллектив: люди здесь действительно радеют за общее дело — качество перевозок и безопасность. Такой точности в выполнении графика движения, равной практически 100%, вы не встретите ни в одном виде транспорта. 

Симбиоз науки и практики

По окончании университета я решил продолжить обучение в аспирантуре — на днях защищаю кандидатскую диссертацию. Теперь я преподаю в СамГУПС и продолжаю работать в метро. Это тот случай, когда теория и практика дополняют друг друга. 

Тема моего научного исследования — «Повышение эффективности технического диагностирования тяговой рельсовой сети постоянного тока в условиях тяжеловесного движения». Она направлена на разработку методик и измерительных комплексов, позволяющих автоматизировать процесс контроля технического состояния элементов тяговой рельсовой сети. Динамические и статические нагрузки от поездов, а также пыль и грязь влияют на техническое состояние этих элементов, в том числе рельсовых стыков, что снижает работоспособность системы интервального регулирования движения поездов. Один из таких случаев произошел и в нашем метрополитене. Я обратил внимание руководства службы на этот момент, и проблема была решена. 

Кроме того, мне удалось поучаствовать в разработке инструкции по техническому обслуживанию устройств сигнализации, централизации, блокировки (СЦБ). Совместно с начальником участка мы разработали методические указания по поиску и устранению неисправностей в устройствах СЦБ. Мне интересно разрабатывать рационализаторские предложения: что-то находит применение, что-то нет. Мне хочется внести свой вклад в улучшение работы если не всего метрополитена, то хотя бы службы сигнализации и связи. От нашего подразделения зависит безопасность движения и работа системы интервального регулирования движения поездов. 

Вообще, метро напоминает живой организм. Служба пути и тоннельных сооружений ответственна за его «скелет», служба движения — это «мозг», который управляет всеми процессами. Работу «кровеносной системы» — электропитание тяговых и нетяговых потребителей (поездов и, скажем, лампочек на станциях и в служебных помещениях) — поддерживает служба электроснабжения. А служба сигнализации обеспечивает функционирование «нервной системы». Все части взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга. Поэтому, на мой взгляд, каждый человек, работающий в метрополитене, делает все возможное, чтобы добросовестно выполнять свои обязанности, улучшая тем самым качество обслуживания пассажиров. 

Конечно, я мечтаю о дальнейшем развитии самого быстрого и удобного вида транспорта: от «Юнгородка» до «Театральной» можно будет добраться чуть более чем за 20 минут. Если продолжить строительство и ориентироваться на точки максимального пассажиропотока, то, например, линия от ж/д вокзала до Крутых Ключей была бы очень перспективна. Мне нравится идея строительства скоростного трамвая или надземного метрополитена с пересадочными узлами рядом с действующими станциями. Мое мнение, что подземку нужно максимально интегрировать с другими видами транспорта. 

Аплодисменты после каждого куплета

Сотрудники самарского метро постоянно принимают участие в мероприятиях самой разной направленности: культурных, спортивных. Например, раз в два года проходят спартакиады среди работников метро со всей России. Они охватывают практически все виды спорта, включая футбол, баскетбол, волейбол. Однажды меня пригласил к себе председатель профкома Самарского метрополитена Игорь Львович Сидякин. Он рассказал, что у коллег из других городов есть гимны, которые звучат в торжественных случаях или когда команда поднимается на пьедестал. А у нас нет собственного музыкального символа. Зная о моих творческих способностях, Игорь Львович предложил мне исправить ситуацию. 

Идея написать гимн показалась мне интересной. Я только вышел из кабинета, а в голове уже крутились мелодии, музыкальные фразы, отдельные слова. Мелодию записал в нотном редакторе, а слова сами на нее легли. Спустя небольшой временной промежуток результат был представлен для оценки в профсоюз и руководству предприятия. Гимн был записан в студии звукозаписи ДК имени Дзержинского. В декабре 2019 года, на празднике, посвященном 32-летию метрополитена, я впервые публично его исполнил. Зрители аплодировали после каждого куплета, ведь эта история касалась каждого. Отзывы были самые теплые, коллеги говорили, что произведение получилось удачным. Мне кажется, так вышло потому, что это было творчество не на заказ, как часто бывает в подобных случаях, а от чистого сердца. 

Пока с гимном знакомы только сотрудники метрополитена, хотя его можно найти в интернете. Есть мысль включать его для пассажиров, как песню «Самара, Самара, Самара», которая звучит на железнодорожном вокзале при отправлении и прибытии поезда «Жигули». Сейчас этот вопрос обсуждается. Возможно, гимн прозвучит на станциях в день 35-летия предприятия. К юбилейной дате талантливый аранжировщик Геннадий Иванович Крючков создал оркестровку, чтобы гимн исполнили известные творческие коллективы губернии.

Фотографии их личного архива героя публикации

Автор: Ирина Исаева

Последние новости

Студенты Октябрьского техникума обсудили проблему наркомании

Информационный час «Наркотики. Не говори, что тебя не предупреждали» прошел в техникуме.

Новый телеграм-канал Цифра.Сила в Самаре

Агрегатор информации о цифровых технологиях в специальной военной операции

Финансирование социальных программ в Отрадном в 2025 году

Городской бюджет будет направлен на развитие культуры и поддержку социально ориентированных инициатив.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Смоленске на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *