Региональный представитель «ЛизаАлерт» Владимир Рябов: Готовимся к сезону — пику заявок по природной среде

В Самарской области с 2014 года активно действует поисковый отряд «ЛизаАлерт».

В Самарской области с 2014 года активно действует поисковый отряд «ЛизаАлерт». Добровольцы, готовые прийти на помощь в любое время дня и ночи, отрабатывают заявки и находят пропавших людей. Недавно в структуре организации появились группы быстрого реагирования. Об этих дежурных командах и о том, кто и как участвует в поисках, рассказал региональный представитель «ЛизаАлерт» в Самарской области Владимир Рябов.  Сделать мир лучше 

Отряд «ЛизаАлерт» ищет пропавших людей по всему региону и за его пределами. Мы перемещаемся на расстояние до 500 километров, а иногда и дальше. В настоящее время движение охватывает около 320 человек. Это те, кто принимает то или иное участие. На постоянной основе трудятся 270 добровольцев в возрасте от 18 до 65 лет. Среди них люди разных профессий: бизнесмены, учителя, полицейские, сотрудники МЧС, банковские служащие. Все они помогают, потому что хотят делать мир лучше, а также самореализовываться, получать дополнительный жизненный опыт и навыки, учиться новому. 

Каждый делает то, что может и умеет. Добровольцы, которые не выезжают на поиски, берут на себя другие задачи: прозванивают больницы, опрашивают родственников, собирают информацию. Никто из волонтеров ни разу не сказал, что занимается этим от скуки. Бывает, люди, заинтересовавшиеся на первом этапе, уходят, когда понимают, что поиски съедают немало времени, которое они хотели бы тратить на себя. Это личный выбор каждого. 

Восемь лекций и четыре практики

Добровольцы «ЛизаАлерт» обучаются в автономной некоммерческой организации «Центр поиска пропавших людей Самарской области». В рамках курса — восемь лекций и четыре практики. В программе — правовые аспекты деятельности, алгоритмы поиска, основы первой помощи, экипировка, работа в информационном поле и многое другое. Волонтеров учат ставить палатку, обходиться на природе без костра, работать с оборудованием: компасом, навигатором, радиосвязью, беспилотниками, а также с малой авиацией. Самолетов и вертолетов у нас нет, но мы объясняем, как искать людей с помощью этой техники. Также в программе курса присутствуют кинологическое и конное направления. Те, кто прошел обучение, становятся старшими поисковой группы, в которую входят добровольцы, участвующие в деятельности отряда без предварительной подготовки в центре. 

Какое-то оснащение мы приобретаем за свой счет. Но не все могут позволить себе такие расходы, это весьма недешево. Один только навигатор стоит от 35 тысяч рублей. Большая часть оборудования предоставлена меценатами, семь комплектов — Центром поиска пропавших людей Самарской области. В 2021 году нам подарили автомобиль. С топливом помогают сети автозаправок — их клиенты участвуют в акциях и делятся литрами и бонусами. Это огромное подспорье в нашем деле. 

Среагировать быстро

Мы запустили в Самаре новое направление — группы быстрого реагирования. Более 20 добровольцев дежурят по три-четыре часа в сутки, охватывая практически весь город — от Куйбышевского района до поселка Мехзавод. У них нет постоянного места базирования. Будучи на смене, они могут находиться, например, дома, но члены каждой группы (это два человека, как правило, женщина и мужчина) — в пределах одного района. Таким образом, когда поступает заявка на горячую линию «ЛизаАлерт», оперативный дежурный оповещает группу, и она сразу выезжает туда, откуда пропал человек. Это происходит до того, как мы запускаем большой поиск по алгоритму.

Раньше мы делали оповещение всех добровольцев, и те, кто свободен, подключались к поискам. Но нередко возникала проблема: достаточно долго, иногда по несколько часов, не удавалось найти волонтеров. Например, утро, понедельник, все заняты делами. Дежурство групп быстрого реагирования позволяет планировать работу. Экономятся силы и средства добровольцев, выигрывается драгоценное время. Недавно такая группа нашла пожилого человека уже через 27 минут после получения заявки. Он потерялся в районе Губернского рынка, добровольцы обнаружили его у железнодорожного вокзала. Без новой методики мы потратили бы на сбор информации, взаимодействие с полицией и другие действия час-полтора, за которые пропавший человек мог уйти или уехать еще дальше в неизвестном направлении.

Группы быстрого реагирования работают на территории десяти регионов России, где есть движение «ЛизаАлерт». В нашей области они дежурят не только в Самаре, но и в Тольятти, Сызрани, Сергиевске. За три месяца текущего года группы выезжали около 70 раз и физически нашли девять человек. 

Действовать по алгоритмам 

За 12 лет существования отряда «ЛизаАлерт» в нашей стране выработались алгоритмы поисков: что стоит делать, а что бесполезно, что первично, а что вторично. Каждую неделю на сессиях региональные представители обмениваются опытом. 

Алгоритмы мы условно делим на поиск в населенном пункте и на поиск в природной среде. К первым относим и садовые товарищества. Только там не будет рассылки-оповещения таксистов. Но если мы понимаем, что человек мог уехать с дачи в город, то сообщаем и им, поскольку они могли его отвезти. В маленьком удаленном населенном пункте эффект может быть от расклейки ориентировок, а также от оповещения абонентов, которые находились в районе пропажи. Один из сотовых операторов предоставляет такую возможность. В большом городе есть эффект от размещения ориентировок вконтакте. 

Со временем мы перестали использовать некоторые способы поиска, потому что они неэффективны и энергозатратны. Например, в первые сутки прочесывать лес большому количеству добровольцев не нужно, если мы понимаем, что пропавшему ничего не угрожает, если нет внешних природных факторов, которые могут привести к гибели. Этот метод не подходит для поиска передвигающегося человека. Сначала необходимо закрыть лес голосовыми маяками — проще говоря, кричать. Нет отклика, отработка линейных ориентиров не приносит результата? На вторые-третьи сутки человек будет с трудом перемещаться по лесу, и тогда начинаем прочесывать местность. Также мы отказались от тепловизоров, за исключением редких случаев, когда есть возможность использовать их с летательных аппаратов. 

О стариках и детях

Заявки поступают от родственников пропавших, друзей, полиции (с главным управлением МВД России по Самарской области у нас заключено соглашение об обмене информацией), единой дежурной диспетчерской службы, системы 112, МЧС, глав муниципалитетов. С каждым годом количество обращений растет. Не потому, что пропадает больше людей, а так как многие узнают, что можно обратиться к нам. Так, в 2015 году поступило 136 заявок, и нам казалось, что это серьезная нагрузка. В 2018-м их было уже 515, в 2019-м — 799, в 2020-м — 936, в 2021-м — 1  059, а в текущем — уже около 250. Плюс продолжается поиск по 112 обращениям прошлого года. 

Если восемь лет назад заявки приходили на третьи-пятые сутки после исчезновения человека, то сейчас в среднем — от шести часов до полутора суток. Основная масса касается людей старшего поколения, дезориентированных, с деменцией, хроническими заболеваниями, а также детей. В историях с трудоспособным населением часто подтверждаются варианты: человек решил изменить свою жизнь, готовился к этому и забыл или постеснялся сообщить близким, что хочет отдохнуть от них. В таком случае найти его практически невозможно. Но, бывает, конечно, и иначе. 

Одно из направлений работы отряда — профилактика детских пропаж. В школе «ЛизаАлерт» ребятам объясняют, что делать, если они потерялись, и как себя вести, чтобы их быстрее нашли. Также мы сотрудничаем с компанией X5 Group. В торговых сетях «Пятерочка», «Перекресток» организованы «островки безопасности», куда можно привести потерявшихся детей, дезориентированных людей. Персонал магазинов обучен и знает, как действовать в таких ситуациях. В 2021 году такие «островки» помогли вернуться домой семи пропавшим.

Полугодовой сезон 

В январе-феврале заявок обычно мало. В марте-апреле их количество увеличивается. С июня, со стартом каникул, вал обращений по детям. В конце мая-июне начинаются лесные поиски. 

Пик и по городской, и по природной среде приходится на последний месяц весны и длится вплоть до конца ноября. Мы называем это сезоном: у людей отпуска, они идут по грибы и ягоды, отправляются на дачи, на рыбалку, на шашлыки — и пропадают. Сейчас ожидаем наплыва заявок по поискам в природной среде. Многие добровольцы берут отпуск, подстраиваясь под пик обращений. 

Для нас каждый поиск — жизнь, которая может оборваться. Одно из самых неприятных обстоятельств — человеческое безразличие, в частности, со стороны родственников пропавших. Бывает, близкие сообщают о потерявшемся не потому, что он им дорог, а так как волнуются, что о них скажут, если они не примут меры. Например, мы искали человека двое суток, вкладывались морально, а нас потом спрашивают, можно ли его куда-нибудь поместить. Или бабушка теряется в пятый раз. Сначала о пропаже сообщали в первые сутки, а теперь — на шестые! Мы пока ее не нашли. Случается, конечно, и иначе. Как-то в одной деревне под Сызранью пропала пожилая женщина. Мы не могли выехать туда оперативно, и внук попросил поставить перед ним задачи по поиску. Он сам поднял людей, и в течение часа они нашли пенсионерку. 

Заявки на поиск, свидетельства и предложения о помощи круглосуточно и бесплатно принимают операторы горячей линии «ЛизаАлерт» по телефону 8-800-700-54-52.

Фотографии: «ЛизаАлерт»

Автор: Лариса Дядякина

Последние новости

Ранняя диагностика туберкулёза у детей в Самаре

Врачи-фтизиатры проводят обследования в образовательных учреждениях города.

Совместное заседание комиссий Государственного совета РФ в Москве

Обсуждение мер поддержки институтов развития в промышленности и технологическом лидерстве.

Развитие компании Эридан в Сызрани

Производитель минеральной воды активно использует господдержку для расширения бизнеса.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Донецке на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *