Методичная работа позволяет решать «одну из главных российских проблем»
13 июня 2023 г. комиссия Общественной палаты Самарской области по общественному контролю,
13 июня 2023 г. комиссия Общественной палаты Самарской области по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами и министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области провели совместное мероприятие: в формате видеоконференцсвязи к диалогу были приглашены представители администраций и общественных палат (советов) муниципальных образований региона. Участники заседания обсудили, как в Самарской области решается «дорожная проблема», как реализуется национальный проект «Безопасные качественные дороги» и каковы особенности общественного контроля в этой сфере.
Как сообщил министр транспорта и автомобильных дорог Самарской области Иван Пивкин, по итогам 2022 года бюджет министерства составил 82 млрд рублей (из них 47 млрд рублей – средства федерального бюджета, 21 млрд рублей – средства дорожного фонда Самарской области, 14 млрд рублей – средства областного бюджета). На дорожную сеть было направлено 68 млрд рублей, в том числе 13,8 млрд рублей на приведение в нормативное состояние областной сети дорог (нацпроект «Безопасные качественные автомобильные дороги»), 5,2 млрд рублей – на дорожную сеть местных дорог, 49 млрд рублей – на строительство мостового перехода через Волгу с обходом Тольятти. В целом в 2022 году (в том числе на средства федерального бюджета на федеральную сеть дорог, которые минуют областной минтранс) в регионе было построено, капитально отремонтировано 712 км дорог. Кроме того, за счет средств гранта, поступившего из федерального бюджета в бюджет области «за командную работу», в 2022 году почти 700 млн рублей направлено на обновление подвижного состава: 58 автобусов передаются малым городам и Тольятти, а в Самаре ожидают 12 новых трамвайных вагонов.
В текущем году областной минтранс распределит 49 млрд рублей (почти 19,5 млрд рублей – средства федерального бюджета, более 23 млрд рублей – средства дорожного фонда Самарской области, 6,5 млрд рублей – средства областного бюджета). На дорожную деятельность из них будут направлены 43 млрд рублей: в том числе более 36 млрд на развитие областной сети дорог (из них 14 млрд рублей – на продолжение строительства моста через Волгу), почти 6,5 млрд рублей – на дорожную сеть дорог местного значения (в том числе для Самары субсидия на этот год составит 2,321 млрд рублей, для Тольятти – 1,713 млрд рублей). Всего в 2023 году планируется привести в нормативное состояние 586 км дорог.
Особенность этого года в том, что все соглашения с муниципальными образованиями были подписаны минтрансом области еще до 15 февраля, и сегодня в муниципалитетах на многих объектах уже идет активный ремонт, а где-то работы даже находятся в стадии завершения. «Дополнительно решением Губернатора выделено еще 450 млн рублей, и в ближайшее время будут заключаться соглашения с муниципальными образованиями на дополнительные суммы. За счет средств 2024 года региону из федеральных средств уже выделено 1,5 млрд рублей опережающего финансирования. 1,1 млрд рублей, кроме того, направляются муниципалитетам на обновление подвижного состава: закупается 309 автобусов для 7 городов и 16 муниципальных районов», – рассказал Иван Пивкин.
Представители муниципалитетов получили возможность в ходе встречи задать все интересующие их вопросы профильному министру. И таких вопросов по конкретным объектам оказалось немало: как со стороны общественников, так и со стороны представителей местных администраций.
Стоит отметить, что контроль качества работ при строительстве и ремонте дорог местного значения входит в полномочия ответственных сотрудников администраций муниципальных образований. Министерство проводит камеральные проверки качества выполненных работ (лабораторный и инструментальный контроль), в том числе, если есть сигналы от муниципальных образований, правоохранительных органов. К сожалению, недостатки в работе подрядчиков выявляются регулярно, ежегодно часть средств, выделенных на ремонт дорог, возвращается в казну, в том числе, и в судебном порядке. А вот решение о включении подрядных организаций в список недобросовестных – полномочия Федеральной антимонопольной службы России.
Гарантийный срок эксплуатации до первого ремонта на низкоинтенсивных дорогах составляет 5 лет. На дорогах с интенсивностью более 60 тыс. автомобилей в сутки, – а таковыми являются, например, все основные транспортные магистрали Самары, – гарантийный срок по ГОСТ составляет 3 года. «Обычно раз в три года перекрывается верхний слой износа на основных улицах крупных городов», – отметил Иван Пивкин, при этом подчеркнув: речь идет не о продавливании слоев конструкции, а именно об износе, на некоторых городских дорогах за три года верхний слой просто стирается.
В последние годы проведена очень серьезная работа, иногда какие-то мелочи полностью портят общее впечатление, обратил внимание председатель комиссии Общественной палаты г.о. Самара по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами Сергей Семченко. Например, между прекрасно отремонтированными дорогами может остаться перекресток в колдобинах.
Областные чиновники при этом ссылаются на то, что не могут допустить нецелевое расходование средств (деньги выделяются под объекты, имеющие четкие границы), а вот муниципалитеты могли бы изыскать средства, чтобы доделать подобные «белые пятна». Важно, чтобы не было «провалов» на границах полномочий, согласился Иван Пивкин, но подчеркнул: муниципалитеты должны сами знать свои проблемы и расставлять приоритеты.
В Конституцию РФ в 2020 году внесли важное положение о единой системе публичной власти. Это означает, что власти всех уровней должны взаимодействовать, ведь у них единые цели и задачи – забота о благе населения, не должно быть жесткого разделения на «свои» и «чужие», заметил, со своей стороны, член Совета Общественной палаты Самарской области Виктор Полянский.
По мнению заместителя председателя Общественной палаты Самарской области Константина Титова, муниципалитеты, тем не менее, должны занимать проактивную позицию, четко и конкретно оформлять свои инициативы в виде заданий, предварительных проектов, с четкими требованиями к финансированию, отстаивать прежде всего качество, а не количество: так, для сохранности дорожного полотна необходимо эффективное водоудаление с проезжей части, а, значит, нужно задумываться о строительстве полноценной ливневой канализации.
Экономия при торгах и некачественная подготовка проектной документации – основные причины неосвоения средств муниципалитетами. Чаще среди отстающих – крупные города региона: Самара и Тольятти. А вот сельчане подходят к вопросу ответственнее. Впрочем в муниципальных районах и объемы дорожного строительства совсем другие, да и вообще строятся порой дороги не с асфальтобетонным покрытием, а «в щебеночном исполнении».
Между тем, сегодня на региональном уровне поставлена задача: в каждом муниципальном центре должна быть обустроена «главная улица» – место притяжения местных жителей и гостей. В ряде муниципалитетов к выполнению поручения уже приступили, и это как раз то поле, на котором могут развернуться общественники, считает председатель комиссии Общественной палаты Самарской области по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами Галина Гусарова. Тем более, речь идет не столько о дорожном строительстве (такая «главная улица» вовсе не обязательно должна являться основной транспортной артерией), сколько о благоустройстве.
Что же касается общественного контроля за проведением работ по реконструкции и строительству дорог, то общественники вполне могут визуально проконтролировать то, что доступно для оценки без специальных приборов, отметил Иван Пивкин. Например, очевидно, что асфальтобетонная смесь не должна укладываться на дорогу в дождливую погоду или в грязь на обочинах. Если смесь привезена издалека, или машина со смесью слишком долго ожидает своей очереди у асфальтоукладчика, то она остывает, происходит температурная сегрегация, и покрытие уже не будет качественным. Конечно, перед укладкой покрытия дорога должна быть очищена, подметена, обработана. По ГОСТ предусмотрен определенный объем бетона, который должен быть залит под бортовой камень, или при установке дорожных знаков. Все эти моменты может увидеть любой заинтересованный наблюдатель, но именно в таких моментах чаще всего и происходят нарушения, а, значит, важность общественного контроля трудно переоценить.
Чтобы общественникам на местах было проще осуществлять общественный контроль в сфере дорожного строительства, областной минтранс планирует подготовить соответствующее методическое пособие.
«Такая методичка станет подспорьем для общественных палат (советов) муниципальных образований: общественникам нужно четко понимать по каким критериям они могут и должны осуществлять общественный контроль в этой сфере. В целом эта встреча очень полезна. Мы видим, что министр лично держит ситуацию на контроле, готов дать пояснения буквально по каждому объекту дорожного строительства, которые по тем или иным причинам беспокоят общественность. Наши коллеги на местах однозначно получили сегодня много конкретной информации, которую теперь нужно проанализировать, проработать», – подвела итоги мероприятия Галина Гусарова.
Последние новости
Студенты Октябрьского техникума обсудили проблему наркомании
Информационный час «Наркотики. Не говори, что тебя не предупреждали» прошел в техникуме.
Новый телеграм-канал Цифра.Сила в Самаре
Агрегатор информации о цифровых технологиях в специальной военной операции
Финансирование социальных программ в Отрадном в 2025 году
Городской бюджет будет направлен на развитие культуры и поддержку социально ориентированных инициатив.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку