100 лет экспертизе. Вехи истории. 1970-е

В юбилейный год мы сочли важным ретроспективно взглянуть на долгий путь, который проделала экспертная система вместе с нашей большой страной.

В  юбилейный год мы  сочли важным ретроспективно взглянуть на  долгий путь, который проделала экспертная система вместе с  нашей большой страной. Десятилетия шаг за  шагом меняли облик и  экономику России, но  в  каждом из  них неизменно присутствовала невидимая глазу обывателей, но  важная для  реального сектора и  безопасности потребителей работа экспертов ТПП.

Продолжаем серию публикаций, посвященную столетию товарной экспертизы

1970-е. 

Строится БАМ, в  космосе  — «Союз-19» и  «Аполлон», в  Тюмени  — нефть, в  Москве  — строительство международного аэропорта к  Олимпиаде, а  Всесоюзная торгово-промышленная палата преобразуется в  Торгово-промышленную палату (ТПП)  решением Президиума от  10  марта 1972 года  и  стоит на  страже безопасности советского потребителя.

Торгово-промышленная палата действует в  статусе союзно-республиканского органа, а  в  14 союзных республиках образованы ТПП на  базе отделений ВТП и  республиканских торговых палат, в  состав которых входили региональные отделения. На  территории РСФСР были образованы  7 отделений. Основой деятельности отделений стала экспертиза импортных и  отечественных товаров. Число проводимых экспертиз росло: в  1971 году  проводится  530 тысяч экспертиз.  Стоимость проверенных экспертами товаров увеличилась до  13 млрд рублей.

В  1972 году  в  структуре Управления товарных экспертиз (УТЭ) ТПП СССР создается новое специализированное подразделение  — отдел контроля оборудования атомных электростанций, из  которого впоследствии вырос сегодняшний Департамент инспекционных и  экспертных услуг АНО «СОЮЗЭКСПЕРТИЗА» ТПП  РФ. Отдел был создан под государственную задачу. Именно в  этот период Советский Союз начинает строить в  соседней Финляндии два блока атомной электростанции «Ловииса» мощностью 2×440 Мвт. Для  подтверждения качества оборудования, поставляемого нашим северным партнерам, требовалась независимая инспекционная организация, чьи сертификаты инспекции могли признаваться за  рубежом. Такой структурой стала Палата. Новый отдел в  штате УТЭ оперативно укомплектовывается профильными экспертами-инженерами. К  квалификации сотрудников предъявлялись особые требования, ведь им  предстояло контролировать все основное оборудование станции (корпуса реакторов, турбины, генераторы) на  многих заводах-изготовителях СССР. Позже финская компания «Иматран Войма», учитывая успешную работу экспертов отдела, поручила им  инспекцию свежего ядерного топлива для  построенной станции.

В  1970-х эксперты нередко выезжали в  другие страны. Так, экс­перты Киевского отделения ТПП УССР для  проведения работ по  контролю количества и  качества отгружаемой в  СССР плодо­овощной продукции побывали в  Болгарии, Венгрии, Вьетнаме и  Польше.

Весомый вклад эксперты внесли в  строи­тельство АвтоВАЗа в  Тольятти: была проведена большая работа по  проверке обо­рудования, поступившего от  итальянских фирм «Дормиель» и  «Фиат» на  Волжский автомобильный завод. Экспертизой были установлены дефекты у  прокатного стана, подвесного сборочного конвейера и  установки с  поворотным столом. Стоимость работ по  исправлению этих дефектов фирмы тогда возместили.

В  1974 году  в  структуре Палаты работало  150  бюро тор­говых экспертиз, которые в  1973 году  провели экспертизы товаров на  18,7 млрд рублей, забрако­вав продукции на  720 млн рублей, в  том числе импортной  — на  367 млн рублей. Из  этой суммы советские внешнеторговые объе­динения взыскали 110 млн рублей в  розничных ценах за  поставку недоброкачественных товаров и  сырья. В  первом полугодии 1974 года было забраковано 5,6% представленной на  экспертизу обу­ви, 14% - швейных изделий и  22% трикотажа. ТПП были выполнены экспертизы качества советской продук­ции, поставляемой для  Ирака, Кувейта, Финляндии, Японии, Швейцарии, Англии, Бельгии, Франции, Испании, Италии, Гол­ландии и  других стран.

В  октябре 1975 года  делегация ТПП СССР участвовала в  рабо­те конференции торговых палат стран Балтийского моря в  Хель­синки. Участники конференции пришли к  заключению о  необходимости создания современных транспортных систем, в  которых были  бы заинтересованы все страны региона, в  том чис­ле системы контейнерных перевозок и  службы слежения за  дви­жением контейнеров. Большой интерес вызвала организация смешанных перевозок внешнеторговых грузов через территорию СССР с  использованием проходящей по  советской территории контейнерной линии для  развития торговли между Западной Европой и  странами Среднего и  Дальнего Востока. В  эпоху разрядки международной напряженности Союз стремился максимально интегрироваться в  мировую транс­портную систему. И  ему это в  значительной мере удалось, осо­бенно после строительства нефте- и  газопроводов для  экспорта энергоносителей в  западноевропейские страны.

Интересный документ о  жизни экспертов тех лет сохранился в  архиве АНО «СОЮЗЭКСПЕРТИЗА» ТПП  РФ. Цитируем:  «В  Отчетном докладе  ЦК КПСС ХХV съезду КПСС определен основной путь повышения эффективности идейно-воспита­тельной работы. Это комплексный подход к  постановке всего дела воспитания, то  есть обеспечение тесного единства идейно-­политического, трудового и  нравственного воспитания с  учетом особенностей различных групп трудящихся. Одной из  форм идейно-политического, трудового и  нравственно­го воспитания трудящихся являются диспуты, которые дают возмож­ность широко обсудить вопросы формирования нового человека коммунистического общества. В  декабре 1977 года в  Унгенском бюро товарных экспертиз ТПП Молдавской ССР впервые был проведен диспут на  тему: „Мое представление о  моральном облике эксперта“, в  котором приняли участие 40 экспертов. Для  того, чтобы диспут прошел интересно, его участникам заранее было поручено подготовить по  одному вопросу. Всего было разрабо­тано 19 вопросов». Участники диспута обсуждали темы: «Какими моральными качествами должен обладать эксперт?», «О принципиальности, искренности, честности и  доверии», «Уровень компетентности и  ответственности эксперта», «Понятие о  нравственных отношениях в  коллективе».

Кто возглавлял Палату в этот период?

Борис БОРИСОВ

Председатель президиума Всесоюзной торговой палаты, Торгово-промышленной палаты СССР (1970—1983)

Родился в  1910 году в  Новочеркасске Ростовской области. В  1933 году окончил Ростовский институт инженеров путей сообщения (РИИПС), получив диплом инженера-механика. В  1937 году был переведен на  вагоноремонтный завод в  Киев, где работал до  самой войны сначала технологом, начальником цеха, с  1939 года  — главным инженером, а  с  1941  — директором. В  конце 1941 года его отзывают в  Москву в  центральный аппарат Наркомата путей сообщения и  назначают начальником технического отдела и  заместителем главного инженера главка вагоностроительных заводов. В  1946-м переводят на  работу в  Госплан СССР.

В  1948 году он  окончил Высшие экономические курсы Госплана СССР. За  8 лет работы в  Госплане он  прошел путь от  начальника отдела до  секретаря парткома. В  1954 году его избирают первым секретарем Свердловского райкома города Москвы, в  1955-м  — секретарем Московского горкома партии по  промышленности. В  1958 году Борисов был направлен на  работу в  Московский городской совнархоз  — первым заместителем Председателя. С  1959 года по  решению  ЦК КПСС работал заместителем Министра внешней торговли СССР. В  июне 1970 года был избран Председателем Президиума Всесоюзной торговой палаты (с  1972 года Всесоюзная торговая палата стала именоваться  — Торгово-промышленная палата СССР). В  апреле 1983 года Совет ТПП СССР удовлетворил просьбу Борисова об  освобождении его от  обязанностей председателя и  члена Президиума ТПП СССР. Совет избрал его почетным членом ТПП СССР. Борисов занесен в  Книгу Почета ТПП СССР. Персональный пенсионер союзного значения.

Источник: Сайт  Экспертиза ТПП:  вековая история  во  благо России


Последние новости

Экодиктант: Формирование экологической культуры в обществе

Ежегодный проект, стремящийся повысить уровень экологической осведомленности.

Готовность противофонтанной службы в Самарской области

Глава МЧС и губернатор проверили готовность к ликвидации аварий на нефтяных и газовых объектах.

В российской армии создана новая должность для священнослужителей

Священнослужители будут работать с военнослужащими на передовой.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Волжском

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *