100 лет экспертизе. Вехи истории. 1970-е
В юбилейный год мы сочли важным ретроспективно взглянуть на долгий путь, который проделала экспертная система вместе с нашей большой страной.
В юбилейный год мы сочли важным ретроспективно взглянуть на долгий путь, который проделала экспертная система вместе с нашей большой страной. Десятилетия шаг за шагом меняли облик и экономику России, но в каждом из них неизменно присутствовала невидимая глазу обывателей, но важная для реального сектора и безопасности потребителей работа экспертов ТПП.
Продолжаем серию публикаций, посвященную столетию товарной экспертизы
1970-е. Строится БАМ, в космосе — «Союз-19» и «Аполлон», в Тюмени — нефть, в Москве — строительство международного аэропорта к Олимпиаде, а Всесоюзная торгово-промышленная палата преобразуется в Торгово-промышленную палату (ТПП) решением Президиума от 10 марта 1972 года и стоит на страже безопасности советского потребителя.
Торгово-промышленная палата действует в статусе союзно-республиканского органа, а в 14 союзных республиках образованы ТПП на базе отделений ВТП и республиканских торговых палат, в состав которых входили региональные отделения. На территории РСФСР были образованы 7 отделений. Основой деятельности отделений стала экспертиза импортных и отечественных товаров. Число проводимых экспертиз росло: в 1971 году проводится 530 тысяч экспертиз. Стоимость проверенных экспертами товаров увеличилась до 13 млрд рублей.
В 1972 году в структуре Управления товарных экспертиз (УТЭ) ТПП СССР создается новое специализированное подразделение — отдел контроля оборудования атомных электростанций, из которого впоследствии вырос сегодняшний Департамент инспекционных и экспертных услуг АНО «СОЮЗЭКСПЕРТИЗА» ТПП РФ. Отдел был создан под государственную задачу. Именно в этот период Советский Союз начинает строить в соседней Финляндии два блока атомной электростанции «Ловииса» мощностью 2×440 Мвт. Для подтверждения качества оборудования, поставляемого нашим северным партнерам, требовалась независимая инспекционная организация, чьи сертификаты инспекции могли признаваться за рубежом. Такой структурой стала Палата. Новый отдел в штате УТЭ оперативно укомплектовывается профильными экспертами-инженерами. К квалификации сотрудников предъявлялись особые требования, ведь им предстояло контролировать все основное оборудование станции (корпуса реакторов, турбины, генераторы) на многих заводах-изготовителях СССР. Позже финская компания «Иматран Войма», учитывая успешную работу экспертов отдела, поручила им инспекцию свежего ядерного топлива для построенной станции.
В 1970-х эксперты нередко выезжали в другие страны. Так, эксперты Киевского отделения ТПП УССР для проведения работ по контролю количества и качества отгружаемой в СССР плодоовощной продукции побывали в Болгарии, Венгрии, Вьетнаме и Польше.
Весомый вклад эксперты внесли в строительство АвтоВАЗа в Тольятти: была проведена большая работа по проверке оборудования, поступившего от итальянских фирм «Дормиель» и «Фиат» на Волжский автомобильный завод. Экспертизой были установлены дефекты у прокатного стана, подвесного сборочного конвейера и установки с поворотным столом. Стоимость работ по исправлению этих дефектов фирмы тогда возместили.
В 1974 году в структуре Палаты работало 150 бюро торговых экспертиз, которые в 1973 году провели экспертизы товаров на 18,7 млрд рублей, забраковав продукции на 720 млн рублей, в том числе импортной — на 367 млн рублей. Из этой суммы советские внешнеторговые объединения взыскали 110 млн рублей в розничных ценах за поставку недоброкачественных товаров и сырья. В первом полугодии 1974 года было забраковано 5,6% представленной на экспертизу обуви, 14% - швейных изделий и 22% трикотажа. ТПП были выполнены экспертизы качества советской продукции, поставляемой для Ирака, Кувейта, Финляндии, Японии, Швейцарии, Англии, Бельгии, Франции, Испании, Италии, Голландии и других стран.
В октябре 1975 года делегация ТПП СССР участвовала в работе конференции торговых палат стран Балтийского моря в Хельсинки. Участники конференции пришли к заключению о необходимости создания современных транспортных систем, в которых были бы заинтересованы все страны региона, в том числе системы контейнерных перевозок и службы слежения за движением контейнеров. Большой интерес вызвала организация смешанных перевозок внешнеторговых грузов через территорию СССР с использованием проходящей по советской территории контейнерной линии для развития торговли между Западной Европой и странами Среднего и Дальнего Востока. В эпоху разрядки международной напряженности Союз стремился максимально интегрироваться в мировую транспортную систему. И ему это в значительной мере удалось, особенно после строительства нефте- и газопроводов для экспорта энергоносителей в западноевропейские страны.
Интересный документ о жизни экспертов тех лет сохранился в архиве АНО «СОЮЗЭКСПЕРТИЗА» ТПП РФ. Цитируем: «В Отчетном докладе ЦК КПСС ХХV съезду КПСС определен основной путь повышения эффективности идейно-воспитательной работы. Это комплексный подход к постановке всего дела воспитания, то есть обеспечение тесного единства идейно-политического, трудового и нравственного воспитания с учетом особенностей различных групп трудящихся. Одной из форм идейно-политического, трудового и нравственного воспитания трудящихся являются диспуты, которые дают возможность широко обсудить вопросы формирования нового человека коммунистического общества. В декабре 1977 года в Унгенском бюро товарных экспертиз ТПП Молдавской ССР впервые был проведен диспут на тему: „Мое представление о моральном облике эксперта“, в котором приняли участие 40 экспертов. Для того, чтобы диспут прошел интересно, его участникам заранее было поручено подготовить по одному вопросу. Всего было разработано 19 вопросов». Участники диспута обсуждали темы: «Какими моральными качествами должен обладать эксперт?», «О принципиальности, искренности, честности и доверии», «Уровень компетентности и ответственности эксперта», «Понятие о нравственных отношениях в коллективе».
Борис БОРИСОВ
Председатель президиума Всесоюзной торговой палаты, Торгово-промышленной палаты СССР (1970—1983)
Родился в 1910 году в Новочеркасске Ростовской области. В 1933 году окончил Ростовский институт инженеров путей сообщения (РИИПС), получив диплом инженера-механика. В 1937 году был переведен на вагоноремонтный завод в Киев, где работал до самой войны сначала технологом, начальником цеха, с 1939 года — главным инженером, а с 1941 — директором. В конце 1941 года его отзывают в Москву в центральный аппарат Наркомата путей сообщения и назначают начальником технического отдела и заместителем главного инженера главка вагоностроительных заводов. В 1946-м переводят на работу в Госплан СССР.
В 1948 году он окончил Высшие экономические курсы Госплана СССР. За 8 лет работы в Госплане он прошел путь от начальника отдела до секретаря парткома. В 1954 году его избирают первым секретарем Свердловского райкома города Москвы, в 1955-м — секретарем Московского горкома партии по промышленности. В 1958 году Борисов был направлен на работу в Московский городской совнархоз — первым заместителем Председателя. С 1959 года по решению ЦК КПСС работал заместителем Министра внешней торговли СССР. В июне 1970 года был избран Председателем Президиума Всесоюзной торговой палаты (с 1972 года Всесоюзная торговая палата стала именоваться — Торгово-промышленная палата СССР). В апреле 1983 года Совет ТПП СССР удовлетворил просьбу Борисова об освобождении его от обязанностей председателя и члена Президиума ТПП СССР. Совет избрал его почетным членом ТПП СССР. Борисов занесен в Книгу Почета ТПП СССР. Персональный пенсионер союзного значения.
Источник: Сайт Экспертиза ТПП: вековая история во благо России
Последние новости
Экодиктант: Формирование экологической культуры в обществе
Ежегодный проект, стремящийся повысить уровень экологической осведомленности.
Готовность противофонтанной службы в Самарской области
Глава МЧС и губернатор проверили готовность к ликвидации аварий на нефтяных и газовых объектах.
В российской армии создана новая должность для священнослужителей
Священнослужители будут работать с военнослужащими на передовой.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований